История, находки и мифы о скифском золоте

Золото скифов: описание коллекции, история, тайны и мифы :

Скифское золото – собирательное название для целого ряда археологических находок древних ювелирных изделий и других предметов быта, а также элементов оружия, изготовленных преимущественно из драгоценных металлов. Сделаны эти находки в разное время на обширной степной территории от Крыма до Алтая. Объединяет их тематика изображений и особая манера исполнения, получившая наименование «скифского звериного стиля».

Как выглядят артефакты

«Звериный стиль» характеризуется специфическим каноном. Ему присущи следующие черты:

  • Устойчивый набор образов. Это, во-первых, определенные животные. Среди них олени, лошади, кабаны и некоторые другие копытные, пантеры, медведи, волки, хищные птицы. Во-вторых, изображались мифологические синкретические существа: грифоны, крылатые звери, хищники с оленьими рогами.
  • Устойчивый набор канонических поз для изображаемых объектов. Так, у оленей подогнуты ноги и откинута голова, рога как бы лежат на спине. Пантеры часто изображались свернувшимися в клубок или в особой позе, условно называемой «скребущимся хищником».

Этот стиль в искусстве был присущ не только скифам как таковым – одному из многочисленных кочевых народов евразийских степей в I тысячелетии до н. э.

, но и множеству других, родственных либо различных по происхождению народов, населявших степь наряду со скифами. Все эти кочевые племена тесно соприкасались друг с другом, имели сходный образ жизни и вели интенсивный обмен.

Это привело к близости их культур, в том числе и в облике предметов искусства.

Кроме изделий в «зверином стиле», скифское золото представлено также предметами, изготовленными для знатных скифов греческими мастерами. Таковы, например, знаменитые пектораль из кургана Толстая Могила, накладка для горита (футляра для лука и стрел) из кургана Чертомлык или чаша из Гаймановой Могилы.

Когда и где жили скифы

Собственно скифами в древнегреческих источниках именуются племена, населявшие в VII-III веках до н. э. степи Северного Причерноморья между нижним течением Дона и Дуная, а также степные области Крыма.

Они говорили на языках иранской группы и, по мнению большинства современных ученых, являлись потомками представителей срубной культурно-исторической общности, распространенной от Днепра до Урала в эпоху поздней бронзы.

Эти племена создали яркую и самобытную культуру, которую еще более обогатило взаимодействие с древнегреческими колониями в Причерноморье. Известно, что скифы Причерноморья объединялись в племенной союз – военно-политическое образование на грани перехода к раннегосударственному строю – во главе с царем. Сплочению племен во многом способствовало персидское нашествие в конце VI века до н. э.

В III веке до н. э. в Причерноморье, где жили скифы, вторглись родственные им племена сарматов, в результате чего скифы были сильно потеснены. Дольше всего они продержались на территории Крыма, где в III веке н. э.

Скифское царство было уничтожено готами.

Этнические скифы были ассимилированы в ходе Великого переселения народов, а сам этноним с раннего Средневековья использовался для обозначения самых разных народов, не имевших отношения к собственно скифам.

Поделки из золота как часть погребальной культуры

Поскольку древние скифы, как кочевники, не возвели городских поселений, в которых концентрировались бы культурные достижения (исключение составляет позднескифская эпоха), основная масса памятников содержится в погребениях – курганах.

Погребальная культура требовала снабдить усопшего всем необходимым. Аристократам и особенно царям скифы устраивали весьма пышные похороны.

Вместе с покойным в последний путь отправлялись кони, слуги, наложницы и, конечно же, различные предметы обихода, а среди них немало золотых.

О пристрастии кочевников к этому металлу писал еще Геродот. Золото использовалось для многочисленных ювелирных изделий и посуды, украшало оружие и конскую сбрую, золотые бляхи нашивались на одежду и головные уборы.

В мироощущении архаических народов золото играло особую, сакральную роль. Погребальное золото скифов, безусловно, не было исключением, и многие памятники этого рода явно имели ритуальное назначение.

Как и где находили золото

Без сомнения, разграбление богатых погребений началось еще в древности – охотников до драгоценного металла всегда было много. В могильных холмах рылись и сами скифы, и все, кто впоследствии населял эти земли. Существует множество свидетельств об интенсивном кладоискательстве в курганах и в XVIII, и в XIX, и в XX веках. К сожалению, оно не прекращается и сейчас.

Впрочем, раскопки первых «археологов» принесли не меньше вреда, чем деятельность грабителей. Интересовали их только золотые вещи, а сопутствующие памятники – деревянные изделия, кости – безжалостно выбрасывались и уничтожались. Раскопки никак не документировались, и для науки полученные таким способом артефакты бесполезны, даже если они сохранились.

Первыми подлинно археологическими работами с наследием скифов можно считать раскопки кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым, в 1830 году. Работа курировалась градоначальником Керчи И. А. Стемпковским, одним из организаторов Керченского музея древностей. Раскопки принесли богатейший материал, и в том числе – большое количество золотых изделий.

В 1862-63 годах проводились раскопки богатого кургана Чертомлык в Екатеринославской губернии (Днепропетровская область на Украине). В начале XX века там же началось исследование знаменитого кургана Солоха. В конце XIX века обширные раскопки велись в Крыму – например, Золотой курган возле Симферополя или курган близ Ак-Мечети.

Активно исследовались скифские памятники в советское время. Были раскопаны такие известные курганы, как Огуз, Краснокутский, Бердянский, Мелитопольский. Также исследовались богатая Гайманова Могила в Запорожской области и самый известный скифский царский курган – Толстая Могила в Днепропетровской области.

Мифы и тайны вокруг древних кладов

Подобно любым древним сокровищам, обросло бесчисленными мифами и золото скифов. История этих легенд, щекочущих нервы кладоискателей, восходит к эпохе, когда создавались сами захоронения.

Любое мифотворчество вокруг древних кладов обязательно оперирует историями о страшных заклятьях, наложенных на запрятанные в земле богатства.

Грабительские ночные рейды в душные и тесные могильники – занятие опасное для жизни. Сокровища скифов в этом смысле – не исключение.

Известны случаи, когда кладоискатели погибали под обвалами внутри курганов, а их выжившие коллеги потом рассказывали леденящие кровь истории о проклятых кладах.

Однако стремление завладеть сокровищами неистребимо, и из поколения в поколение жителями причерноморских степей передавались предания о несметных богатствах, скрытых в курганах.

О скифах уже никто и не помнил, а сокровища приписывались кому угодно: татарам, туркам, казакам, полякам, гайдамакам… Отчасти подобные легенды могут отражать реальность – ведь удачливые кладоискатели прятали свои находки опять же в земле, создавая новые клады.

Впрочем, у степных курганов действительно есть свои тайны. Количество курганов, по словам археологов, исчисляется многими тысячами.

Но очень уж хорошо многие из них умеют «прятаться» на местности, так что даже специалисту, вооруженному современными методами, такими как аэрофотосъемка или георадар, трудно бывает обнаружить погребение.

Сельскохозяйственная деятельность уменьшает высоту малых курганов, и они практически сливаются с поверхностью земли.

Скифы хорошо умели скрывать золото. Казалось бы, раскапывай курган – если он заметен, местонахождение богатств не представляет никакой загадки, – и вынимай найденное. Но известны случаи, когда каждое новое проникновение в уже изрытый могильник приносило новые находки, прятавшиеся в незаметных боковых погребениях.

Коллекции в разных музеях

Важно отметить, что драгоценные находки не представляют собой единой золотой коллекции. Они рассредоточены по различным музеям в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в Воронежской области. Отдельная история (мы ее еще рассмотрим) – это скифские коллекции музеев Крыма.

Есть скифское золото и в западноевропейских странах, например, в музеях Вены и Абботсфорда (Шотландия).

На Украине скифские памятники имеют музеи Киева, Мелитополя, Одессы.

Таким образом, музеи, где сейчас золото скифов хранится в многочисленных собраниях, находятся не только в разных городах, но и в разных странах.

Скифские богатства Эрмитажа

Богатейшим в мире собранием скифских экспонатов обладает Государственный Эрмитаж.

Золото скифов, описание которого в коллекции Эрмитажа представляет собой внушительное издание, происходит из самых различных мест. В числе экспонатов музея такие знаменитые артефакты, как:

  • парадный меч и гребень из кургана Солоха;
  • находки из Куль-Оба: роскошная фиала – чаша весом 698 г, подвески изумительно тонкой работы, круглый электровый кубок с изображением скифских воинов, бляха в форме лежащего оленя, служившая украшением щита, и многие другие шедевры;
  • находки из Чертомлыка – среди них чрезвычайно высокохудожественные предметы искусства, например, серебряная позолоченная амфора с изображениями сцен скифской жизни и великолепным орнаментом;
  • находки из Краснокутского кургана, частично из кургана Огуз и многие другие.

Музей исторических ценностей Украины

Этот киевский музей – тоже обладатель богатого собрания скифских древностей.

Достаточно сказать, что в нем хранятся памятники из кургана Толстая могила, в том числе всемирно известная царская пектораль весом более килограмма – пример высочайшего искусства греческих художников-ювелиров – и другие прекрасно выполненные изделия. Меч-акинак с рельефными золотыми ножнами и рукоятью принадлежит к этой же коллекции.

Кроме того, музей хранит ценные предметы из Гаймановой могилы: так называемую «Братину» и другие образцы драгоценной посуды, часть находок из курганов Огуз и Мелитопольский, а также изделия, обнаруженные в Бердянском кургане.

Золото скифов из Крыма: мытарства коллекции

В 2013 году на экспозицию в Европу отправились коллекции античных и раннесредневековых экспонатов из пяти музеев – одного киевского и четырех крымских. В феврале 2014 года экспозиция была открыта в Нидерландах, в амстердамском музее Алларда Пирсона, под названием «Крым. Золото и тайны Черного моря».

Крым представлял на выставке следующие памятники:

  • Восточно-крымский (Керченский) историко-культурный музей-заповедник представил ценнейшее собрание боспорских артефактов;
  • Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – позднескифские, сарматские и готские изделия;
  • Центральный музей Тавриды в Симферополе – ранне-и позднескифские, сарматские, аланские и готские предметы;
  • Музей-заповедник Херсонеса-Таврического – греческие эпиграфические памятники, а также росписи на архитектурных фрагментах.

Экспонаты вывозились в Европу, когда Крым еще был в составе Украины, но в марте 2014 года он вошел в состав Российской Федерации. По окончании срока экспозиции Украина затребовала все экспонаты, включая крымские.

Однако хранителями исторических ценностей являются конкретные музеи, с ними заключались договоры о предоставлении экспонатов для выставки, значит, и возвратиться экспонаты должны в эти музеи. Именно на данное обстоятельство обращали внимание представители музеев Крыма, подавая коллективный иск о возвращении коллекций в музейные фонды.

В декабре 2016 года Амстердамский окружной суд вынес решение о передаче экспонатов Киеву, но крымская сторона подала апелляцию.

Следует отметить, что скифского золота как такового в коллекции крымских музеев почти нет. Вообще, изделия из золота – далеко не самые ценные предметы этой выставки. Например, из Керчи была отправлена знаменитая «Змееногая богиня» – скульптурное изображение из известняка, символ керченского музея. Эпиграфические экспонаты также представляют для исторической науки огромную ценность.

Многие изделия в составе экспозиции относились к киевской коллекции, и это золото скифов музей Киева благополучно получил обратно. Крымская часть выставки была задержана в музее Алларда Пирсона.

Бюрократическое разбирательство, постепенно обрастая скандальными политическими нюансами, тянется несколько лет.

Недавно промелькнувшая в СМИ информация о том, что якобы в Амстердаме принято окончательное судебное решение о передаче экспонатов украинской стороне, была опровергнута Министерством культуры Крыма.

Сейчас дело рассматривается уже судом второй инстанции. Коллекция продолжает пребывать в Нидерландах, и дальнейшая судьба золота скифов по-прежнему остается неясной.

Новые находки

Тем временем археологические работы в Крыму продолжаются, и каждый сезон дает новые результаты. Недавно было сообщено о находках в скифском городище Усть-Альма, поступивших в Бахчисарайский музей-заповедник. Среди них 140 золотых изделий I века н. э. – женские украшения.

Значимость этой в общем-то рядовой находки в том, что некоторые вещи здесь являются аналогами экспонатов, временно (будем надеяться) утраченных музеем из-за истории с голландской выставкой.

Читайте также:  Цена, котировки и способы вложений в золото

Но хотя крымская земля, без сомнения, хранит еще множество древних памятников, не следует ждать, что она восполнит все, что может быть утеряно. Представители музеев заявляют, что будут продолжать борьбу за возвращение памятников, составляющих культурное наследие Крыма.

Источник: https://www.syl.ru/article/379104/zoloto-skifov-opisanie-kollektsii-istoriya-taynyi-i-mifyi

Золото скифов

Цитата сообщения GalyshenkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Золото скифов
Скифией называли древние писатели далекое Северное Причерноморье. Геродот, знаменитый греческий историк и географ, прозванный «отцом истории», живший в V в. до н. э. и посетивший Скифию, посвятил ей четвертую книгу из девяти книг своей истории.

Он сообщает о том, что до VIII—VII вв. до н. э. страна была населена киммерийцами, которые были изгнаны скифами.
Основным местным населением Северного Причерноморья в период появления греков являлись скифы. Их землями Геродот называет территорию между реками Петром (Дунаем) и Танапсом (Доном) с включением степного Крыма.

На севере скифские земли не заходили севернее порогов Днепра.
Геродот, посетивший древнегреческую Ольвию (в устье Бугского лимана), находившуюся на скифской земле, лучше всего познакомился со скифами. Они не были единым племенем, а представляли собой родственные ираноязычные племена, объединенные в военный союз. Их занятия и уклад жизни были различны.

Вблизи Ольвии жили каллипиды и алазоны, больше всего подвергавшиеся эллинизации, а с ними — «скифы-пахари», сеявшие хлеб не только для себя, но и на продажу. Скифы-земледельцы жили в районе Бугского лимана и нижнего течения Днепра, скифы-кочевники — в степях левобережья и правобережья Днепра, а также в степном Приазовье.

Скифы царские — от Днепра до Дона, включая степной Крым.

Васнецов Виктор Михайлович “Бой скифов со славянами”
Скотоводами-кочевниками было господствующее племя царских скифов.

У скифов-кочевников, по свидетельству Геродота, не было домов: «А живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома, одни на два, другие — на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В эти возы запрягают по две и по три пары безрогих волов».

Внешний облик скифов можно хорошо представить себе, видя изображения их на различных золотых или серебряных сосудах и на других драгоценных изделиях, найденных в скифских курганах.
Курганы — это искусственные земляные холмы, насыпанные над древними могилами или над каменными склепами. Иногда они достигают высоты до двадцати с лишним метров.

Курганы были призваны увековечить память погребенного под ним вождя, героя или просто богатого человека. Каменные ограды, окружавшие курганы, предохраняли насыпи от оползания, а статуи, стоявшие на вершинах курганов, или копья, воткнутые в насыпь по обычаю скифов, придавали курганам величественный вид.

Курганы — неисчерпаемый источник сведений о жизни этих исчезнувших народов.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик- курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мано-почалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою…» (А. П. Чехов).

Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид

Густая сеть курганов расположена вокруг Керчи, на противоположном берегу Керченского пролива (у станицы Сенной), за Анапой, затем в устьях Дона, Днепро-Бугского лимана, везде, где некогда находились древние города. Какие богатства таят в себе эти степные курганы, свидетелями каких бурных событий, происходивших в бескрайних степях и прибрежных городах, они были?

Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид
Боссоли Карло, картина “Крым, могила Митридата”К западу от Золотого кургана, на горном кряже, идущем от горы Митридат, в 1830 г. тремя археологами — Дюбрюксом, Ашиком и Карейшей был исследован курган Куль-Оба (по-татарски— «холм пепла»).

Гробница в нем была открыта случайно при ломке камня. В ней оказалось настолько богатое погребение, совершенное по скифскому обряду, что предметы, найденные там, составили основное ядро мировой по значению коллекции древностей Боспора Киммерийского, хранящихся в Эрмитаже.

Склеп: квадратная камера с уступчатым сводом, с дромосом, расположенным сбоку камеры. Особенностью является применение деревянных балок наряду с плитами в перекрытии дромоса, а также устройство деревянного потолка, закрывающего уступчатый свод камеры и придающего ей некоторое сходство с деревянным шатром.

В склепе, по-видимому, был полог с нашитыми на нем золотыми штампованными бляшками.

Скифский всадник. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, IV в. до н. эВ восточной части склепа, в деревянном катафалке, украшенном живописью, с царственной роскошью погребен мужчина. На голове его — золотая диадема, а под ней был войлочный остроконечный убор, украшенный золотыми фигурками скифов.

На шее — золотая гривна в виде жгута из шести толстых проволок с изображениями конных скифов па концах и тонким филигранным орнаментом с голубой и синей эмалью. Вес гривны 461 гр. Скифы настолько любили золотые украшения, что даже мужчины носили ожерелья и браслеты.

У знатного покойника Куль-Обы золотые браслеты были на верхней части правой руки в виде обруча с чеканными изображениями, на обоих руках над локтями и на кистях рук — в виде золотого жгута, на концах которого сфинксы с женскими головами; резьбой мастерски переданы их прически, ожерелье на шее и оперенье крыльев.

Браслет с протомами сфинксовПервая пол. IV в. до н.э.

Курган Куль-Оба

Рядом с покойником в специальном отделении, отгороженном перегородкой, находилось оружие: железный меч с обложенной золотом рукояткой, на которой оттиснуты борющиеся звери; рукоятка нагайки, оплетенная золотой лентой; горит — футляр для лука с золотой обивкой.

На горите изображено фантастическое животное — гиппокамп и хищные звери, терзающие оленя и антилопу, а также вытеснено имя греческого мастера Порнаха.

Рядом лежал точильный камень также в золотой оправе и роскошная ритуальная чаша-фиала, покрытая искусными чеканными изображениями, среди которых повторяются голова скифа и маска горгоны.

Фиала (др.-греч. ἡ φιάλη) — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек, священный предмет, который скифы носили их на поясе.Фиала Середина IV в. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба

Напротив входа в склеп стоял другой катафалк или саркофаг из кипарисового дерева, отделанный тонкими пластинками из слоновой кости с выгравированными и раскрашенными рисунками. В нем была погребена женщина — жена или наложница.

Голову ее украшала диадема в виде электровой полосы с розетками и пальметтами, оттиснутыми изображениями грифонов и крылатых демонов.

К диадеме пристегнуты крупные золотые медальоны с изображениями головы греческой богини Афины в шлеме, воспроизводящими голову статуи работы Фидия.

Височная подвеска с изображением головы Афины

Первая половина IV в. до н.э. Золото, эмаль.

Скифская знать, приобщенная к высокой культуре греческих городов, ценила и приобретала их прекрасные изделия, и скифские гробницы для нас оказались сокровищницей древнегреческих художественных произведений.

Золотые височные подвески, найденные в кургане Куль-Оба и составлявшие часть женского головного убора, — уникальное произведение греческого ювелирного искусства. По композиции и декору они принадлежат к серии изделий, широко распространенных у боспорской знати в IV в. до н.э.

Диск-медальон с прикрепленной к нему ажурной подвеской в виде сетки из цепочек и розеток, инкрустированных цветной эмалью, украшен рельефным изображением головы Афины в шлеме с тремя фигурками сфинксов. По описанию Павсания, такой шлем венчал голову знаменитой Афины-Девы, созданной Фидием для храма Парфенон в Афинах.

Огромная деревянная статуя, декорированная золотом и слоновой костью, не сохранилась и дошла до нас только в римских копиях. Сюжет рельефа медальона, вероятно, был навеян оригиналом Фидия. Таким образом, куль-обские подвески являются редким и самым ранним воспроизведением знаменитой скульптуры.

Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль.

Курган Куль-Оба. Около 350 гг. до н. э.

Уши украшали найденные рядом серьги превосходной греческой работы, шею — золотое ожерелье и золотая гривна, заканчивающаяся фигурами лежащих львов. Сбоку лежали два золотых браслета с тиснеными изображениями грифонов, раздирающих оленей, и бронзовое зеркало, ручка которого обложена листовым золотом и украшена рельефами в скифском «зверином» стиле.

бронзовое зеркало с золотой ручкойКубок шаровидный, золотой с рельефными изображениями сцен из скифской жизни (IV век до н.э.) из кургана Куль-Оба в Керчи

На коленях покойной — электровый ритуальный сосуд с реалистическими изображениями скифов на привале после боя: военачальник слушает донесение воина; один воин перевязывает другому раненую ногу, другой — лечит зуб товарищу, третий — проверяет тетиву лука.

Вдоль третьей стены, но ближе к катафалку воина лежал скелет слуги-конюха, рядом с ним несколько железных ножей и дальше — в особом углублении в полу — кости лошади, греческий бронзовый шлем, бронзовые поножи и два железных наконечника копий. По всему полу склепа было рассыпано несколько сот бронзовых наконечников стрел и копий.

Скифский меч
Скифское золотое украшение из кургана Куль Оба в Крыму. Изображена церемония «питья клятвы» (братание).

Согласно сообщению Геродота скифы заключающие договор дружбы смешивают вино с кровью участников и смешивают в чаше. Затем опускают туда копье, меч, секиру и стрелы. Произносят длинное заклинание и выпевают содержимое.

Вдоль западной и северной стен склепа стоял ряд сосудов ритуального и бытового назначения: два (позднее потерянных) серебряных позолоченных таза и в них три круглых ритуальных серебряных сосуда излюбленной у скифов округлой формы, украшенные чеканными и позолоченными изображениями львов, терзающих оленей, диких уток, ловящих рыб.

Покойников снабдили запасами пищи и вина: в бронзовых скифских котлах найдены бараньи кости, а в больших глиняных амфорах — осадок от некогда заполнявшего их вина. Для трапезы положены бронзовое блюдо, два серебряных килика — сосуды для питья вина с греческой надписью.

В склепе под каменным полом находился тайник, в котором также были сокровища. Но он не был замечен археологами, а грабители, после снятия охраны, его взломали и ограбили.

Спасены были только золотая чеканной работы бляха (весом 226 г) в виде стилизованной фигуры лежащего оленя с подогнутыми ногами и прижатыми к спине рогами, исполненного в скифском «зверином» стиле, но греческим мастером, судя по его подписи, а также золотые львиные головки от медной позолоченной шейной гривны.

Бляха в виде фигурки лежащего оленя

Курган Куль-Оба

Скифы создали свой особый стиль в искусстве, условно называемый в литературе «скифский звериный стиль», излюбленным сюжетом которого являлось изображение животных, особенно их борьбы. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.

Весь обряд погребения в Куль-Обе с ритуальным погребением умерщвленных жены и конюха, закланием коня, помещением котлов с мясом, большого количества оружия, металлической посуды, наличием гривн и драгоценных предметов IV в. до п. э.

, украшенных излюбленными у скифов звериными изображениями, говорит о погребении знатного скифа, быть может, правителя или даря территории, близкой к Пантикапею.

Куль-Оба со скифским погребением — не единственный скифский курган под Пантикапеем.

Точно такая же скифская гробница и с такими же вещами была обнаружена вблизи, в кургане Патиниотии, названном по имени командира гребной флотилии, к которому попала часть вещей из кургана.

Скифские изделия из золота, меди, серебра этого времени находят в погребениях на Кубани, на Киевщине и в Донбассе
Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.
Золотая скифская пекторальЗолотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.
Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра.

Читайте также:  Значение, состав и виды проб золота

Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э.

Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

Золотой гребень с изображением батальной сцены Конец V – Начало IV вв. до н.э.Приднепровье, Запорожская областьКурган Солоха. Впускное погребение
Скифский шлем
Скифский шлем Ак-Бурунский курган

Прорезной узор шлема, повторяющийся кругом трижды, представляет три большие волюты, как бы вырастающие из листьев аканфа. Из волют выходит цветок лилии с отгибающимися листами. Внизу вокруг шапки идет ажурный фриз с закручивающимися стебельками. Весь рисунок восточного стиля.

Шапка весит около килограмма, и на нее был надет золотой венец в виде лаврового венка- Своей формой золотой убор напоминает войлочный или кожаный колпак.

По-видимому, в боспорских степях носили такие высокие шлемы, так как на многих росписях поздних склепов и каменных надгробий изображения воинов в подобных колпаках-шлемах

Сосуд со сценами охоты (позолота). Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха.Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912—1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.(Из предметов выставки в Голландии, которые не возвращают в Крым)Змееногая богиня скифовЗолотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розеткамиз-я четв. V в. до н.э.Крым, Некрополь Нимфея, окрестности керчиПара серег с фигуркой Артемиды на ланивт.четв. IV в. до н.э.Крым, окрестности Керчи Некрополь НимфеяГривна Сарматская эпохаРостовская обл., г. Новочеркасск, Россия Курган ХохлачЗолотая ПекторальБоспорское царство. IV в. до н.э.Краснодарский край, Таманский полуостров, Курган Большая БлизницаГоловной убор в виде калафа. Битва аримаспов с грифонамиIV вв. до н.э.Краснодарский край, Таманский полуостров, близ станицы ВышестеблиевскойКурган Большая Близница, каменный склеп 1Ожерелье IV вв. до н.э. Курган Большая Близница,Крылатый конь. Скифская золотая пластина из кургана Чертомлык, IV в. до н. э.
Скифский всадник. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, IV в. до н. э.

Предметы из погребения в Трехбратних курганах. Вторая половина IV в до н. э.
Трехбратние курганы(группы Ыч-Оба) расположены в 20 км на юго-запад от современной Керчи. . Монументальный уступчатый склеп из известняковых плит, сложенных насухо, находился в насыпи Старшего кургана. Он не был разграблен.

Диадема. Вторая половина IV века до н.э

Тонкое листовое золото. Найдена в 1965 году Д.С. Кирилиным в женском погребении в кургане группы Ыч-Оба под Керчью. Диадема украшены рельефными изображениями и орнаментальными узорами.

Найденные предметы принадлежали двум погребенным в склепе женщинам. Большая их часть относится к останкам старшей. Из обнаруженных погребальных украшений особенно интересны серьги в виде сфинксов, диадема, браслеты, перстень-скарабей, нашивные бляшки с изображением пегаса, орла, лотоса, пальметки, крылатой богини, так же бусы, колокольчики и так далее

Серьги в виде сфинксов. Золото.IV в. до н. э.Найдены в кургане «Три брата» около Керчи.Мельгуновский клад, бляха скифского пояса.Вторая половина 7 в. до н.э.Мельгуновский курган, Приднепровье, близ г.КировоградаПогребальная маска царя III в.до н. Э

Некрополь Пантикапея Керчь

В 1969 году рядом с Алматы был раскопан древний скифский курган. К радости казахских ученых он оказался не разграбленным и в руки археологов попала масса удивительных артефактов.

По мнению специалистов, погребение принадлежало скифскому принцу, которого благодаря расшитому золотыми бляшками одеянию окрестили иссыкским «золотым человеком».

В захоронении найдено свыше 4 000 предметов золота, но главное, что найдена серебряная чаша с надписями.

Прочитать «иссыкское письмо» смог только ученый историк, сотрудник Института археологии и этнографии НАН Азербаджана Заур Гасанов.
Основываясь на своих исследованиях, азербайджанский историк настаивает на том, что царские скифы говорили на одном из наречий тюркского языка.

Между тем известно, что скифы говорили на семи языках, об этом упоминает все тот же Геродот. Часть из них разговаривала даже на эллинском.
В период походов скифов на восток и сходу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. До н. Э. И в особенности в 4 в. До н. Э.

– Влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. До н. Э. Скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.

Сокровища причерноморских курганов

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6076/
http://archeonews.ru/zoloto-skifov/
http://www.archae.ru/archae-news/archae-news2_926.html

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/4043960.html

Тайное золото скифов

Золото скифов не давало покоя археологам, ведь о нём были упоминания в писаниях самого Геродота. Долгое время племена проживали на территории нынешних России и Украины. Кроме того скифы очень активно сотрудничали с греками по ювелирному делу. Именно греческие мастера считались настоящими профессионалами по изготовлению золотых украшений.

Кто такие скифы

В древних источниках скифами называют племена, которые в 7-3 веке до современного летоисчисления населяли территорию степи Северного Причерноморья. Учёные сходятся во мнении, что скифы являются потомками срубной общности, которая была распространена от реки Днепр до Урала.

Они создали самобытную культуру. Исторические факты указывают, что скифы в своё время сплавились в племенной союз. Этому сплочению способствовало нашествие персов в конце 6 века до современного времяисчисления.

Самое долгое время племена жили на территориальных землях Крыма, а в 3 веке до нашей эры их уничтожили войска готов.

Скифские украшения

Первое время золотые украшения могли себе позволить только очень богатые скифы, а простые люди даже и не мечтали о такой роскоши. Через некоторое время золотые украшения стали делать и для простого народа, правда, самого золота в них было намного меньше.

Первые украшения у скифов появились в конце бронзового века, уже тогда мастера могли хорошо обрабатывать металл и делать из него нужные формы. Самое древнее ювелирное украшение имеет возраст около двадцати тысяч лет.

Места нахождения золотых украшений древних скифов

Большая часть украшений из золота скифов была найдена в местах захоронений — курганах. Именно в курганах хоронили самых богатых и знатных скифов. Во времена правления Петра первого начали разработку этих захоронений. Но так как власть Российской Империи часто менялась, четкие действия по раскопкам скифских захоронений не проводились.

Где золото скифов?

Известные места находок находятся в Причерноморье:

  • Солоха;
  • Куль-Оба;
  • Чертомлык.

В этих местах были найдены самые большие находки украшений из золота скифов, которые и по сей день хотят получить все мировые музеи.

Где сейчас золото скифов?

Огромная часть украшений этого народа находится в северной столице нашей странны, а именно в главном музеи страны. Некая часть находится в музеях Крымского полуострова. В 2014 году украшения из золота скифов в Крыму были вывезены в другие страны, но до сих пор не были возвращены.

Тайны и мифы кладов

Золото древних кочевых народов обросло множеством мифов и тайн. Эти истории до сих пор не дают покоя многим искателям кладов.

Все мифы о золоте этого народа пугают людей различными заклятиями, которые наложены на украшения, спрятанные в земле. Немало известно случаев, когда искатели золота умирали в курганах, а оставшиеся в живых, рассказывали страшные истории и проклятьях этик кладов.

https://www.youtube.com/watch?v=dmjt5-86mvI

Некоторые ученые заявляют о том, что на самом деле курганы обладают определённой магией. Ведь в народе не зря ходят рассказы о больших мучениях тех людей, кто посмел разграбить могилы великих скифов.

Одна легенда гласит, что несколько человек, нашедших клад и, ликуя от счастья, получили сердечный приступ прямо в могиле, а те люди, кто сумел выжить и забрал золото — всю жизнь мучились от неизлечимых болезней.

А самая древняя легенда гласит, что курганы должны обходить стороной обычными людьми. И никто не смеет тревожить скифов в их вечных снах.

Но даже заклятия и страх не мешали золотоискателям продолжать свою деятельность. Стремление разбогатеть никогда не уменьшалось, и людям предки передавали истории золота, хотя о таком народе, как скифы часто забывали. В своих рассказах часто упоминали казаков, татар, турок. Некоторые удачливые искатели кладов, создавали новые клады, закапывая их в землю.

Но и у курганов древних скифов есть тайны. По мнению учёных, их количество исчисляется не одной тысячей. Малые курганы практически незаметны, тем более прошло уже очень много лет.

Народ скифов отличался хорошим умением прятать свои богатства. Некоторые раскопанные курганы содержали в себе тайники, где находилось много золота.

И… возможно, не всё золото было найдено в раскопанных захоронениях…

Источник: https://goldenlab.ru/interesnoe-o-zolote/istorija-zolota/tajnoe-zoloto-skifov/

Золото и мифы скифов….

Грелись горы, говорили гроты,Сох песок и сыпался сквозь пальцы,Брызгал бриз, и трепетали фьордыСнились розам сны средь усыпальниц.Глубина хранила мрамор амфорСредь кораллов, в лунном царстве рифов,В их лучах метались от метафор

Ауры морей и мифы скифов…

Пектораль из кургана Толстая Могила. Музей исторических драгоценностей Украины, Киев.

Скифский курган

Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна.

Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это – штамповка, которая распространена весьма широко.

Более редкие изделия ценятся куда выше – например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» – в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм – курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.

Гребень из кургана Солоха. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Скифский звериный стиль.

Пристрастие скифов к ювелирным изделиям, о котором писал еще Геродот, теперь подтвердилось фактами. И это были не просто красивые предметы, которые радовали глаз. На мужских и женских украшениях, на драгоценной посуде и оружии ученые увидели изображения самих скифов, а также сцены из мифологии. Любовь кочевников к характерному изображению животных породила понятие «скифский звериный стиль».

Кубок из кургана Куль-Оба. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты – соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.

Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства.

Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура».

Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.

Борис Мозолевский с находкой и ее фрагменты.

Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году.

Руководителем работ был Борис Мозолевский – археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам.

«Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль – золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения.

Читайте также:  Биpюзoвыe ykpaшeния – kpacивaя maгия и зaщитa

Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.

Скифы и скифское золото на марках и монетах Украины.

Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции.

С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи».

Скифское золото – самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

По мнению, ученых, среди современных народов ближайшие родственники скифов — осетины.

С грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык.

Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение.

Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей..

Источник: https://foto-history.livejournal.com/4983412.html

Короче: золото скифов

Иллюстрация Петра Спасского

Четыре крымских музея 16 января подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Пирсона, требуя вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым.

Коллекция величиной около двух тысяч артефактов была вывезена из крымских музеев и Музея исторических драгоценностей Украины на выставку в музей Алларда Пирсона в начале февраля 2014 года.

После присоединения Крыма к России возникли разногласия по поводу того, какой стороне должны быть возвращены экспонаты. Осенью 2014 года Украине вернули киевскую часть экспонатов, предметы из крымских музеев остаются в Нидерландах.

Окружной суд Амстердама 14 декабря постановил, что коллекция должна быть возвращена Киеву. Во всей этой истории, крепко завязанной на политике, интереснее всего сами скифы. Сиб.фм в формате «Короче» разбирается, кем же они были, чем знамениты и откуда взялось их золото в музеях?

Кто такие скифы?

Если совсем коротко, то скифы — ираноязычный кочевой народ, живший в степях Южной России, Украины и Казахстана с VIII века до н. э. по IV век н. э.

Иногда под скифами понимаются только племена, жившие в Северном Причерноморье, между Дунаем и Доном, и описанные Геродотом и другими античными авторами.

В широком смысле к скифам и родственным им народам (сарматам, аланам, готам и другим) относят кочевников-индоевропейцев, расселившихся на огромной территории — от Алтая и Тувы до Венгрии, где и кончается евразийская Великая Степь. Культура их была достаточно однородной, хотя, конечно, менялась со временем.

А разве скифы — наши предки?

Не совсем. Славяне прямыми потомками скифов считаться не могут. Они были соседями скифов и испытали их культурное влияние. Мифы скифов отразились в русских сказках и былинах. В пантеоне киевского князя Владимира были боги скифского происхождения. Однако это народы одного индоевропейского корня.

Потомками скифов считают себя осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта. И действительно, язык их считается самым близким к скифским наречиям.

Так что в культурном смысле нынешние россияне вполне могут считать себя наследниками скифов. Особенно если учесть, что Россия — страна многонациональная.

Это античный народ или варвары?

Предметы искусства, которые изготовляли скифы и родственные им народы, в музеях обычно проходят по разделу первобытного искусства. Но это не более чем условность — конвенция, удобная искусствоведам.

На самом деле культура скифов — это самая настоящая античность, только не греко-римская, а наша, доморощенная.

Скифы были одним из самых известных античных народов. Скиф Анахарсис считался одним из семи величайших греческих мудрецов. В Афинах была поговорка об остроумных ораторах: «Говорит как скиф». Знаменитые амазонки — тоже племя скифского происхождения.

А что там с их кровожадностью и воинственностью?

Древнегреческий историк Геродот писал, что скифские племена изготавливали пергамент и плащи-накидки из кожи, содранной с вражеских воинов, шесты с головами убитых врагов ставили над кровлями жилищ, совершали человеческие жертвоприношения и даже пили кровь врагов. Подлинность таких описаний современные историки ставят под сомнение, поскольку Геродот часто писал, опираясь на рассказы разной степени достоверности.

Другое дело, что важную часть славы скифов составили их подлинные воинские доблести. Скифы первыми сделали конницу главным родом войск и искусно применяли тактику партизанской войны. В родных степях их не мог победить никто.

Привычка носить штаны или такое изобретение, как стремя — также скифско-сарматское наследие. Правда, европейцы усвоили эти новшества уже в Средние века.

Где археологи находят золото скифов?

Главный источник музейных коллекций скифского искусства — погребальные курганы, разбросанные по всей Великой Степи от Чёрного моря до Западной Сибири.

Скифы очень пышно хоронили своих покойников. Курганы на могилах их царей достигали 20 метров в высоту и содержали в своих недрах огромные богатства. Включая ювелирные изделия из драгоценных металлов.

Скифские поясные пластины, браслеты, накладки на оружие, гребни, ритуальные чаши и сосуды отличаются филигранностью отделки. В них часты мотивы борьбы животных — это знаменитый «скифский звериный стиль». Но встречаются и сцены повседневной жизни скифов.

А при чём тут три мушкетёра?

Об особом отношении скифов к золоту говорит их миф. Небеса послали сыновьям первого человека Таргитая три раскалённых золотых дара: плуг, секиру и чашу. Их не смогли взять ни старший сын Липоксай, ни средний Арпоксай. Только младшему Колаксаю дались они в руки; он и стал первым царём скифов.

Три небесных дара символизируют здесь три сословия: земледельцев, воинов и жрецов.

Подобное тройственное деление общества можно проследить у всех индоевропейских народов, включая славян. Отсюда же ведут своё происхождение христианская Троица, сказочные три медведя, былинные три богатыря. И даже три мушкетёра, хотя на самом деле их не три, а четыре.

А откуда у скифов золото?

Из тех самых мест, где начиналась золотая лихорадка в нашем отечестве — с Урала и с Алтая. О золоте этих краёв знали ещё в ранней Античности. Правда, сведения о нём носили легендарный характер.

Древние греки рассказывали, например, что где-то в стране гипербореев, на северном краю земли, золото добывают фантастические существа — грифоны с львиным туловищем, крыльями и птичьей головою. А с грифонами за это золото воюют одноглазые люди — аримаспы.

В этих россказнях была и толика правды. Изображения грифонов — один из частых мотивов скифского искусства.

Разумеется, на протяжении тысячелетий скифские курганы грабили все, кому не лень. Но кое-что осталось и на долю нынешних археологов.

При чём тут Пётр Великий?

Самая большая коллекция скифского золота хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Однако начало ей было положено при Петре Великом, когда никакого Эрмитажа ещё не было.

Петровская «сибирская коллекция» включала двести золотых изделий, присланных в 1715–1718 годах из Тобольска первым сибирским губернатором князем Гагариным.

Неизвестно, впрочем, сколько золота при этом прилипло к рукам Гагарина: вскоре его показательно повесили за воровство. Хотя воровство в те времена понимали расширительно: не только как лихоимство, но и как склонность к бунту.

Как бы то ни было, при Екатерине Второй «сибирская коллекция» стала частью сокровищницы Эрмитажа. Позднее её пополняли находки императорской Археологической комиссии.

В советское и постсоветское время сокровища из раскопок также по большей части передавались в Эрмитаж. Хотя кое-что досталось и другим музеям.

А рудознатцы при чём?

При том. Не надо думать, что князь Матвей Гагарин наладил в Сибири планомерные археологические раскопки.

В те времена по Сибири с разрешения петровской Берг-коллегии бродили ватаги рудознатцев — самодеятельные геологические партии.

В рудах и минералах неграмотные рудознатцы разбирались не слишком хорошо. Свои открытия они обычно делали по следам древних горных разработок, «чудских ям». Зато они охотно раскапывали древние курганы. Совсем как нынешние «чёрные археологи»
Пётр велел скупать их находки.

А как золото оказалось в крымских музеях?

Его там нашли. В 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи. Николай I приказал находки разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей осталась малая часть, коллекция со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

В 1960-х, после после включения Крыма в состав Украинской ССР, украинское правительство решило создать в Киеве музей исторических драгоценностей. Экспонаты туда передавались в том числе и из Крыма. Из Керченского музея древностей были вывезены практически все золотые предметы, в том числе находка 1964 года — погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

Короче, какая отсюда мораль?

Скифское наследство похоже на всю Россию. Сколько ни воруй, сколько ни передавай в дар — разворовать и раздарить дотла невозможно.

Короче, из Голландии скифское золото в Крым вряд ли вернётся, но наверняка будут раскопаны новые курганы и найдены новые скифские драгоценности.

Кроме того, скифское наследие включает не только золото. Это и мифы, сохранённые античными авторами. И прочно усвоенная тактика партизанской войны. И традиция пугать Европу своим скифским происхождением.

Автор
Юрий Юдин
сочинительАвтор
Юрий Юдин

Источник: https://sib.fm/briefly/2017/01/24/koroche-zoloto-skifov

Легенды о золоте скифов – как все начиналось

Само словосочетание «золото скифов» настолько часто звучит в СМИ, что уже стало едва ли не нарицательным в рекламе. Сегодня есть и одноименные сорт пива, и женские духи и даже сорт хризантем.

А легенды о несметных сокровищах известны даже тем, кто далек и от истории и от археологии. Выставки, посвященные этой теме, неизменно пользуются огромным успехом у публики.

Но что положило начало такому ажиотажу вокруг скифского золота?

Исследования скифских курганов, которые должны были таить в себе богатства, начались еще в 19 веке. Но, как обычно, все самые значимые для истории и ценные артефакты обнаруживаются случайно. Так получилось и в 1830 году во время добычи камня на холме Куль-Оба близ Керчи.

Местный археолог-любитель Дюбрюкс предположил, что холм этот не природного происхождения, а представляет собой рукотворную гробницу. И действительно, в ходе раскопок был обнаружен угол склепа.

Вот так состоялось первое знакомство мира с богатством скифов – в гробнице обнаружилось неразграбленная могила знатного воина.

Участники раскопок были поражены богатым убранством погребенного – одежды расшиты золотыми бляшками, на ногах и руках надеты золотые украшения искусной работы. Рядом с воином покоилось его оружие – меч и лук со стрелами.

При этом, и ножны, и рукоять меча, и футляр для лука были украшены пластинами все из того же драгоценного металла, изображающими дивных зверей. По древней традиции, рядом с воином захоранивали его вторую половину.

И убранство жены было еще великолепнее – расшитый золотом костюм, диадема с камнями, браслеты, медальоны, зеркальце с золоченой ручкой. Но самым уникальным артефактом стала ваза из золота, изображавшая сцены военных действий скифов.

После первой находки последовало второе значимое открытие. В 1862 году на Чертомлыкском кургане (Днепр) археологи развернули масштабный фронт работ на целых два сезона.

И усилия оказались не напрасными – в холме обнаружилось сразу несколько нетронутых погребения – царя, его супруги и слуг.

Под курганом также были найдены останки лошадей и конюхов, которые провожали своего правителя в последний путь.

Примерно в это же время начал исследовать алтайские курганы археолог Радлов. Удивительно, что во время раскопок исследователи наткнулись на лед. Дождевая вода, просачиваясь сквозь камни, замерзала, что помогло «законсервировать» тела, изделия из ткани, кожи и дерева.

Но на тот момент открытие Радлова не произвело сенсации. И только в 1924 году, когда подобные курганы стали объектом досконального изучения, в миру пошли слухи о древних сокровищницах Алтая. Ученые переправили находки (костяные и деревянные изделия, ковры из войлока, конную упряжь) в Эрмитаж.

С тех пор и начались на юге России «золотые сенсации».

Сегодня изученных курганов масса, а предметы скифского золота уже известны «в лицо». Это и фигурки пантеры (курган близ Келермесской станицы), и оленя (Костромской курган), и быков (Майкопский курган). Вот так изучение сокровищ, оставленных скифами, дало нам понять, что представители этого народа были не только варварами, сеющими разрушение и хаос.

Скифы оказались довольно высокоразвитыми представителями человечества, сумевшими создать свой неповторимый стиль в культуре.

Теперь нам остается оценивать предметы шедеврального античного искусства, выставленные в музеях, слушать легенды о невиданном военном мастерстве и отваге скифского племени и надеяться, что найденные сокровища – это только маленькая толика той золотой тайны, которую продолжают хранить неисследованные холмы и курганы.

Источник: http://psifactor.info/admin/legendy-o-zolote-skifov-kak-vse-nachinalos.htm

Ссылка на основную публикацию