Правила и способы нанесения позолоты на металл самостоятельно

Техники золочения

Золото – благородный металл, обладающий эстетической привлекательностью и многими ценными свойствами. Поскольку в чистом виде оно имеет высокую стоимость, оптимальным решением становится нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий. Существуют разные техники золочения – их выбор зависит от размера предмета и преследуемых целей.

Сферы применения золочения

Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом.

В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель).

Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Технология покрытия предметов сусальным золотом

Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование.

В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый.

Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность.

Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Амальгамное золочение

Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется.

Сутью метода является молекулярное проникновение в основу растворенного в ртути драгоценного металла (в процессе обжига ртуть испаряется, а золото остается).

Примером такой работы является купол Исаакиевского собора в Петербурге.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии.

Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне.

Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Техника иммерсионного золочения

Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается.

Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота.

Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3).

Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют.

Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.

Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль.

Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют.

Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

Источник: http://6mkm.ru/tekhniki-zolocheniya/

Золочение стальных изделий

Как известно, стальные и другие металлические изделия покрывают золотом, как с декоративной, так и с технологической целью — золотое покрытие весьма прочно и обладает очень высокой коррозионной стойкостью. В домашних условиях позолоту проще всего осуществлять контактным и горячим методами, поскольку они не требуют особого специфического оборудования и достаточно безопасны.

Контактный способ — электролитическое золочение без внешнего источника тока — позволяет получить равномер-ные и очень плотные покрытия, достаточно плотно держащиеся на поверхности металла.

Так как в данном случае процесс “электролиза” осуществляется в результате разности потенциалов детали и электролита, то качественно позолотить удается лишь латунные детали или детали из других металлов, предварительно покрытых тонким слоем латуни.

Рис.1. Устройство ванны для электролитического нанесения слоя позолоты контактным способом:
1 — стеклянный сосуд, 2 — кольцевой электрод из цинка, 3 — стакан из пористой керамики, 4 — медная проволока — подвеска, 5 — опоры подвески — изолятор.

Перед нанесением слоя латуни на поверхность изделия из стали, изделие шлифуют, полируют, после чего его поверхность обезжиривают и протравливают, то есть подвергают химической обработке. Первые три операции не требуют особых пояснений. Травление же стальных изделий проводят в щелочном растворе, содержащем 20 — 30 г/л гидрата окиси калия (или гидрата окиси натрия) и нагретом до 75 — 85 гр.

С. Время травления изделия в горячем растворе составляет при-мерно полчаса, при комнатной температуре изделие держат в щелочи не менее 1 ч. После тщательной промывки в проточной воде деталь погружают на 1 минуту в 0,5%-ный раствор соляной кислоты, чтобы удалить с поверхности металла следы окислов железа.

Из раствора соляной кислоты (опять же после тщательной промывки) деталь помещают в ванну для электролитического латунирования, причем, чем скорее влажная деталь очутится в ванне, тем лучше будет покрытие.

Состав электролита (гальванической ванны) для латунирования приведен ниже (в г/л):

— ционид меди 30 — 35;- ционид цинка 8 — 12;- ционид натрия 20 — 25;- карбонат натрия 6 — 8;- бикарбонат натрия 8 — 12;- гидроокись аммония 3 — 5.Компоненты электролита растворяют в дистиллированной воде. Латунирование ведут при температуре раствора 25 — 35 градусов С и плотности тока 0,3 — 0,5 А/кв.дм. В качестве источника тока подойдут гальванические элементы типа 373. Понадобится также реостат для регулирования тока.Анодом служит пластина из латуни марки М70. Для получения более однородного по толщине покрытия деталь в процессе электролиза необходимо поворачивать. Так как слой латуни служит подслоем для последующего слоя золота, требуется нарастить слой латуни толщиной не менее 1 мкм, для чего потребуется примерно 15 — 20 минут. Учтите, что поверхностный слой свежеосажденной латуни получается весьма непрочным, и касаться его нельзя.В тех случаях, когда слой латуни выполняет роль декоративного покрытия, его рекомендуется обработать раствором какого-либо пассиватора для повышения прочности и атмосферостойкости. В нашем же случае латунный слой — промежуточный “продукт”, так что его незапассированная поверхность только способствует взаимной диффузии латуни и золота, приводя к упрочнению соединения слоев. Поэтому после тщательной промывки в горячей воде отлатунированную деталь сразу переносят в ванну для золочения. Некоторые составы ванн для контактного золочения приведены в таблице.

Компоненты, г/л электролит I электролит II электролит III

Хлорное золото 0,4 3,5 1,5Бикарбонат калия 50 — 100Хлористый натрий — 2 -Сульфид натрия (кристаллический) — 30 -Железосинесодержащий калий — 3 — Температура раствора в процессе золочения — 70-80 гр., время для получения слоя золота толщиной около 0,1 мкм составляет: для ванны I — 3-5 минут; для ванны II и III — 5-10 минут.

Значительно увеличивать время пребывания изделия в ванне не имеет смысла — при достижении указанной выше толщины слоя золота процесс практически прекращается и утолщения слоя позолоты получить не удается. Контактное золочение осуществляется в электролитической установке, разрез которой показан на рис.

Как видно из рисунка, в стеклянной емкости размещен цилиндрический электрод (анод) из цинка, погруженный во вспомогательный электролит — раствор хлористого натрия (концентрация раствора 30 г/л). Внутри стакана из пористой керамики на медной проволоке подвешивают деталь, которую требуется позолотить.

Проволока удерживается в центре стакана с помощью опоры (например, трубки) из изолирующего материала, которую крепят на стакане. Таким образом, проволока не контачит со стаканом, но электрически соединена с цинковым анодом.

В данной установке стакан из пористой керамики играет роль полупроницаемой диафрагмы, разделяющей растворы двух электролитов и препятствующих их смешению, но не создаю-щей преград для процесса электронно-ионной проводимости. Если такого стакана у Вас нет, в качестве полупроницаемой перегородки подойдут брезент, фильтрованная и даже непроклеенная бумага.

Только учтите, что при замене материала перегородки придется экспериментально определить время электролиза и откорректировать состав ванны. После золочения деталь тщательно промывают и высушивают на воздухе. Несмотря на небольшую толщину слоя золота, покрытие получается достаточно плотным, прочным и блестящим.

Характерной особенностью данного способа золочения является высокая прочность сцепления слоя позолоты с основным металлом, но этот показатель, как уже говорилось ранее, в большой степени зависит от качества предварительной подготовки поверхности металла под латунирование.

В тех же случаях, когда не требуется высокая прочность сцепления покрытия, и слой позолоты предназначен для чисто декоративных целей, лучше воспользоваться так называемым горячим способом золочения — методом менее трудоемким и более безопасным.

Для горячего золочения готовят раствор следующего состава (в г):

— кислота азотная (плотность 1,36 г/куб.см) 20;- кислота соляная (плотность 1,18 г/куб.см) 20;- золото 1;- сурьма хлористая 1;- олово 1;- борная кислота (насыщенный раствор) 20.Раствор готовят следующим образом. В стеклянной посуде смешивают азотную и соляную кислоту и в получившей-ся “царской водке” растворяют золото, после чего добавляют хлористую сурьму и олово. Далее посуду ставят на водяную баню и после полного растворения олова в раствор добавляют борную кислоту. Работать с раствором надо с соблюдением всех необходимых предосторожностей — жидкость весьма агрессивна, так что попадание ее кожные покровы опасно, а пары жидкости — ядовиты (содержат окислы азота и хлор).

Читайте также:  Как долго держится позолота на серебре и как ее снять?

Изделие, предназначенное для золочения, предварительно шлифуют, полируют, обезжиривают, а также протравливают, прокипятив в щелочи. После чего “золотой” раствор наносят на промытую подготовленную поверхность изделия мягкой кистью.

Когда раствор подсохнет, изделие прогревают в пламени спиртовки или на костре из древесного угля.

В результате образуется позолота, не требующая дополнительной обработки, но сцепление слоя позолоты с основным ме-таллом не обладает высокой прочностью.

Карандаш для стекла своими рукамиЛитье из пластмасс в домашних условиях

Источник: https://www.freeseller.ru/2966-zolochenie-stalnykh-izdelijj.html

Золочение металла в домашних условиях

Уже очень давно технологии золочения помогают придать металлическим изделиям неповторимый внешний вид золотых вещей, не расходуя большого количества драгоценного золота.Золочение – покрытие металлического изделия слоем золота, имеющим толщину от 2 до 25 микрометров.

Получившееся покрытие имеет высокую коррозионную и химическую стойкость, не тускнеет и не трескается, выдерживает резкие колебания температуры. Золотое покрытие легко наносится на ювелирные изделия, детали авто, предметы интерьера, зубные коронки.Наиболее востребованы в наши дни механический и электрохимический способы золочения металла.

Механическое золочение металла в домашних условияхМеханический метод чаще называют сусальным золочением. Он существует с древнейших времен. Это оклеивание деталей, подвергаемых золочению, золотой фольгой. Из золота, мягкого и пластичного металла, получаются тончайшие листы, которые наносят на изделие.Механическое золочение металла бывает масляным и клеевым.

При масляном золочении лист золота наклеивается на масляный лак. Его преимущество – применение на самых разных поверхностях. Недостаток — невысокая устойчивость к влаге и отсутствие глянцевого блеска.При клеевом золочении можно добиться максимального глянцевого блеска. Недостатком метода является то, что такое золочение следует делать только в сухом помещении.

Золочение металла гальваническим путемС открытием процессов гальванопластики, прежние методы золочения почти вытеснены из употребления.

При гальваническом золочении металлическое изделие погружают в раствор электролита. Электролитом служит раствор солей золота. Процесс гальванического золочения достаточно прост технически, но при этом позволяет достигнуть высокого качества наносимого слоя.

Способ электрохимической металлизацииНа сегодняшний день самый эффективный способ золочения. Его отличие состоит в использовании особого источника питания и металлизированных гелей.

При электрохимической металлизации золото наносится в десятки раз быстрее, чем при гальваническом методе, а слой золота имеет в 3,5 раза большую прочность. Достоинством метода является также то, что не нужен резервуар для золочения, и позолотой можно покрыть детали самого разного размера.

Золочение металла натиранием в домашних условияхОдин из методов нанесения золотого слоя на металл в домашних условиях.

• Производят растворение металлического золота в царской водке, затем аккуратно выпаривают жидкость, остаток от выпаривания, представляющий собой хлорное золото, помещают в раствор цианистого калия и досыпают мела до состояния жидкой кашицы.

Деталь, подлежащая золочению, предварительно обезжиренная и очищенная, натирается полученной кашицей с использованием кисти.

Через какое-то время деталь споласкивают и подвергают полировке; • Очень качественный слой позолоты выйдет, если составить смесь: хлорного золота 20 частей, цианистого калия 50 частей, винного камня 5 частей, воды 100 частей и 100 частей мела, и натирать им изделие тряпкой из шерсти. Следует учитывать, что цианиды – сильные яды.

Способ золочения металла эфирным растворомЗолочение стали производится путем растворения в эфире хлорного золота. После того, как весь эфир испарится, поверхность металла покроется тонким слоем золота с глянцевым блеском. Таким раствором можно делать золотые рисунки на металле пером.Золочение металла контактомПри необходимости получения равномерного, прочного слоя небольшой толщины, имеет смысл попробовать способ золочения контактом. Для электролиза таким способом внешний источник питания не нужен. Катодом для того, чтобы получить разность потенциалов, служит изделие, которое помещено в электролит для золочения, а в качестве анода выступает цинковая пластина в растворе поваренной соли, соединяющаяся проволокой с изделием.

Качественный слой получается лишь на тех деталях, поверхность которых покрыта латунным слоем. По этой причине изделия из других металлов сначала латунируются слоем толщиной примерно 2 мкм. Процедура нанесения позолоты заканчивается автоматически, когда слой золота составит 0,1 мкм. Слой позолоты выходит глянцевым, плотным, и имеет надежное сцепление с материалом деталей.

Источник: http://www.vipdeco.ru/zolochenie_metalla_v_domashnih_usloviyah

Технология золочения сусальным золотом

В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

Что такое сусальное золото?

Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха.

Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия.

Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета.

Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

Инструменты для золочения

Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

Глянцевая позолота

Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта.

Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента.

Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

https://www.youtube.com/watch?v=QlH5lBmQDD4

Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

Матовая позолота

Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

Патина (состаривание металла)

Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть.

Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол.

Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной.

Таким образом создаётся имитация патины.

P.S. Описанные выше два способа золочения, являются самыми распространёнными и традиционными. Конечно, существуют и другие технологии работы с сусальным золотом. Есть много нюансов и в вышеописанных методах. Однако в этой статье рассматриваются лишь основные принципы, поэтому описание ограничивается двумя способами нанесения сусального золота без подробностей и деталей.

Алексей Епишин

Читайте далее:

Покраска и декоративная отделка багета для картин

Источник: http://zaholstom.ru/?page_id=4599

Декоративное золочение своими руками

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку.

Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором.

Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим.

Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой.

Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Читайте также:  Циpkoн - cвoйcтвa kamня и знaчeниe для чeлoвeka

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены.

Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской.

Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид.

И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Золочение краской

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть. 2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро. 3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути.

Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути.

Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки.

В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить.

С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз. 2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.
3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху). 4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.
Рамка позолочена методом сусального золочения

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата.

Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь.

Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения.

Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто.

Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты.

Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет). 2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.
3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования. 4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Золочение аэрозольной краской

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера.

Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время.

Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

Ремонт с помощью золотой пасты

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов.

Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность.

Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Ремонт с помощью золотой пасты

 

Источник: https://remstd.ru/archives/dekorativnoe-zolochenie-svoimi-rukami/

Золочение: инструменты и техники нанесения

Золото всегда привлекало людей, они стремились украсить этим драгоценным металлом себя и пространство вокруг. В стародавние времена подобная роскошь была уделом только высших слоёв общества и церкви.

С открытием способов изготовления тонкой фольги золотая отделка стала более доступна, чем цельнозолотые или покрытые золотом предметы.

А поталь — фольга из сплавов, имитирующая натуральное золото, сделала золочение вполне рядовым способом декорирования архитектурных элементов, мебели и предметов интерьера.

Инструменты позолотчика

В предыдущей статье Декоративное золочение — оригинальный способ преобразить старую мебель я рассказала о различных материалах, используемых для этого способа декорирования. Что бы вы ни выбрали — натуральное золото или более дешёвую имитацию из сплавов меди с другими металлами, основной принцип техники золочения и необходимые для этого инструменты одинаковы. 

 

Инструменты позолотчика

Золочение — процесс, не терпящий суеты и спешки. Поэтому со стороны порой он кажется недоступным для непосвящённых в таинство: в мастерской позолотчиков тихо, никто не бегает и не делает резких движений, только мастера в окружении изящных инструментов занимаются своим делом.

 
Золотая фольга очень тонкая и лёгкая Эта неспешность и размеренность связана с особенностью материала. Лист золота несложно порвать или скомкать. Золотая фольга очень тонкая и лёгкая, поэтому улетает от малейшего дуновения.

Читайте также:  Maгичeckиe ykpaшeния и издeлия c лaзypитom

А ещё она легко электризуется и может прилипнуть к любому постороннему предмету. 

Нож и подушечка

Настоящему позолотчику потребуется замшевая подушечка и золотарный нож для разрезания листов позолоты. Подушечка представляет собой доску, обтянутую толстой кожей, замшей на лицевую сторону.

Нож позолотчика Некоторые модели имеют защитный экран, чтобы уберечь рабочее место от движения воздуха, вызванного сквозняками или проходящим мимо человеком. Нож для разрезания фольги с гибким стальным лезвием имеет закруглённый край.

Лезвие вручную полируется и затачивается так, чтобы резать золотой лист одним движением без задиров.

Лампензель и другие кисти

Также потребуется набор кистей — натуральных или синтетических, разной формы и размеров. С помощью них обрабатываемую поверхность покрывают левкасом (грунтом), удаляют пыль, наносят полимент, клей для позолоты, лак-мордан, их используют для прорисовки деталей.

В общем, пользуются так же, как обычными кистями. Размер, жёсткость и форма подбираются в зависимости от вида работы: для элементов с мелкой резьбой и кисти применяются меньшего номера.

Набор кистей

Но среди набора кистей у позолотчика есть особенный инструмент с узкоспециальным назначением — лампензель.

Плоский, прямоугольной или веерообразной формы, с мягким длинным ворсом — его используют для переноса листов сусального золота или потали на подготовленную под золочение поверхность или подушечку для разрезания. Прямоугольные кисти удобнее для больших гладких поверхностей, веерообразные — для мелких деталей.

Лампензель — кисть для переноса золотой фольги
В продаже есть кисти для золочения из натурального волоса. Чаще всего для их изготовления используют длинные мягкие и упругие шерстинки из кончика беличьего хвоста или синтетические волокна. Специалисты советуют натуральные лампензели применять для сусального золота и серебра, а искусственные — для потали. Размер кисти и форма выбираются по потребности.

Крюкарзы, гремитки, цезарики

Инструмент для позолотных работ делится на черновой и золотарный. Для расчистки поверхности рельефа после нанесения грунта применяются инструменты, сходные с приспособлениями резчика: долота, стамески, резаки, чеканы, разнообразные крючки, крюкарзы, гремитки. А также шпатели для нанесения грунта, абразивный инструмент — мелкий и крупный, губки.

Агатовые зубки

После нанесения сусали и высыхания клеевого слоя поверхность полируется. Для этого используют специальные полировальные инструменты — агатовые зубки. 
Набор полировальных инструментов позолотчика — агатовые зубки. Фото с сайта agat-zub.ru Они имеют разную форму, полный комплект составляют 10-12 разных инструментов.

Говорят, что название «зубки» появилось от того, что в прежние времена для полирования позолоты использовались медвежьи клыки. Хотя, скорее всего, зубками они называются из-за своей формы. И они действительно сделаны из агата, поэтому очень красивы.

Кроме описанных инструментов, позолотчики используют в своей работе тампоны из ваты или мягкой ткани типа батиста.

Технология позолотных работ

Процесс золочения очень кропотливый. Любая небрежность в подготовительных работах или при нанесении самой позолоты, прилипшая пылинка или волос приводят к дефектам на поверхности изделия.

 
Золочение — процесс трудоёмкий 
Традиционные способы золочения — полиментное и масляное — очень трудоёмки, процесс состоит из множества операций. Особенно сложно полиментное, но в тоже время оно более эффектное.

Масляное же золочение прочнее.

Подготовительные (черновые) работы

Прежде чем наносить собственно позолоту, мастер проделывает огромный объём работ. Сначала проклеивается поверхность: наносится столярный клей в несколько слоёв для укрепления детали и создания прочного сцепления с последующими слоями грунта — левкаса (смеси столярного клея и мела).

Операция левкашения тоже проводится в несколько слоёв (до девяти) с полной просушкой каждого из них в течении нескольких часов. Грунт должен полностью скрыть рисунок материала, например, древесины. Если слой левкаса тонкий, фактура может проступить и испортить впечатление изготовленного из золота предмета.

Гипсовый рельеф, покрытый левкасом для золочения. Фото с сайта gilders.ru После нанесения достаточного слоя левкаса рельефный рисунок расчищают, чтобы вернуть ему чёткость, потерянную от многочисленных слоёв грунта.

После рассечки рельефа деталь полируют пемзой и хвощом или современными абразивными средствами, добиваясь фарфоровой гладкости, аккуратно удаляют пыль и протирают влажной тканью или замшей.  После просушки и тщательной проверки поверхности на дефекты можно переходить к нанесению полимента.

К поверхности, подготовленной к золочению, не следует прикасаться руками — отпечатки пальцев могут испортить конечный результат.

Золочение на полимент

Золочение по полименту позволяет получать интересные результаты сочетания различной текстуры золота. Те части рельефа (углубления), которые будут покрываться матовым золотом (например, творёным), подкрашивают охрой, чтобы придать золотому покрытию большую визуальную глубину.

Остальную поверхность покрывают в несколько слоёв полиментом.
Золочение по полименту На окрашенные золотистой охрой места аккуратно, чтобы не затронуть полимент, наносят желатин. После высыхания поверхность, покрытую полиментом, полируют сукном.

 Для большего матового эффекта вогнутые части рельефа можно покрыть вначале листами серебра, а затем — золота. Подготовленный полиментный слой смачивают разбавленной водкой, а затем на обработанный участок переносят при помощи лампензеля или золотарного ножа куски сусального золота.

Размеры кусочков фольги (строфьи) зависят от деталей рельефа: для крупных элементов используются более крупные куски или целые листы. Вода смачивает рыбий клей, входящий в состав полимента, спирт испаряется и кусочек золотой фольги как бы втягивается в слой полимента и приклеивается.

Разрезание листа сусали Листы золота укладываются так, чтобы не оставалось просветов, «прибиваются», растушёвываются к поверхности с помощью ватного тампона или обычной беличьей кисти (в углублениях). Если между элементами фольги остаются непокрытые места, на них накладывают «заплатки» из небольших кусочков.

  Примерно через час поверхность, покрытую позолотой, можно полировать. Перед этим необходимо без усилия смести остатки позолоты сухой кистью. Покрывать золотом следует только такую площадь, которую можно будет заполировать в тот же день.

Масляное золочение

Способ золочения по масляной подготовке более простой, хотя тоже потребует выполнения черновых грунтовочных работ. Грунт выбирается в зависимости от материала основы. Для деревянных, гипсовых или выполненных в технике папье-маше элементов так же, как и в случае золочения на полимент, можно использовать левкас. Металлические детали обрабатываются грунтовкой по металлу.

После высыхания грунта поверхность окрашивают в жёлто-золотистые тона для подцвечивания золотого покрытия. 
Позолоченная деревянная рама. Фото с сайта drevox.com Подготовленный участок покрывают лаком в несколько слоёв с полной просушкой и шлифовкой каждого слоя: чем более гладкой будет поверхность, тем лучше результат. Затем наносится лак-мордан.

Его состав может быть разным, сейчас в продаже есть и синтетические препараты с разным «временем жизни» — от 12 до 1,5 часов.  Для больших поверхностей стоит выбирать более долго сохнущие составы. Мордан просушивают до состояния «на отлип» — когда поверхность кажется высохшей, но при прикосновении прилипает. 
Работает позолотчик. Фото с сайта bizsol.

co  Время, указанное производителем, ориентировочное, высыхание зависит от влажности и температуры. Поэтому нужно сделать образец, на котором контролировать степень высыхания лака — золотая фольга должна прочно прилипать и хорошо разглаживаться тампоном. Если позолота при разглаживании сдвигается, золото «тонет», следует ещё подсушить лак.

На пересушенный мордан золото не приклеивается. В этом случае стоит полностью высушить нанесённый слой и покрыть повторно. Так же как описано ранее, излишки позолоты убираются кистью и поверхность полируется.

Хотя процесс золочения кажется сложным, самое главное в нём — способность к кропотливой работе и внимание ко всем деталям.

Стоит попробовать свои силы в этом виде декорирования. В следующем материале речь пойдёт о вариантах использования этой техники.

Статья размещена в разделах: золочение, инструменты, способы, статьи, старая мебель

Источник: https://7dach.ru/NatashaPetrova/zolochenie-instrumenty-i-tehniki-naneseniya-156107.html

Сообщества › Кулибин Club › Блог › Хромирование и золочение в домашних условиях. Просто, доступно, недорого. Достойная альтернатива классическим методам

Всем привет.
Решил рассказать о новом интересном материале для хромирования и золочения — японская зеркальная поталь краска, и хочу поделиться личным опытом использования этой поталь краски.
Итак.

Этот материал позволяет в домашних условиях наносить декоративное покрытие с максимальным зеркальным блеском, аналогичное сусальному золочению, при минимальных затратах.Этот материал, называют по разному: «полиментная поталь», «поталь-краска», «зеркальная поталь» и т.д.

На самом деле, у этого материала сложное технологическое название, смысл которого трудно переводим на русский язык, поэтому, принято называть этот материал ― ЯПОНСКАЯ ПОТАЛЬ, поскольку этот высокотехнологичный материал был разработан в Японии.

Он состоит из 3-5 слоев с применением передовых достижений в нанотехнологии, а также, проходящий через сложную систему многофункционального прессования. Это сложный технологичный полимерный материал.А теперь подробно и по простому: .

— Это листовая краска, раскатанная в микропленку,— Не окисляется и не зеленеет в отличии от классической потали, сплавов металла,— Уровень блеска не имеет аналогов среди прочих красок и отделочных материалов,— Устойчивость к механическим воздействиям как у лакокрасочного покрытия, но если покрыть лаком, например керамическим, то устойчивость будет равна прочности покрывного лака.Да это не настоящий гальванический хром и даже не химический, я на это и не претендую, а просто декоративный, для внешнего вида и отделки в различных вариантах применения. Тем не менее, мне до сих пор не попадался материал с таким явно выраженным металлическим блеском. Ни одна из известных мне видов краски не дает такого эффекта.По цене весьма доступный, лист 9х9см стоит всего 6 руб.Эти крышки на радиатор я специально хромировал и золотил для ролика, для того что бы показать процесс работы с этим материалом в действии.

просто крышки, объекты для экспериментов, покрытые лаком, в качестве подложки для дальнейшего хромирования

Полный размер

просто крышки, объекты для экспериментов, покрытые лаком, в качестве подложки для дальнейшего хромирования

Полный размер

зеркальная поталь и результаты ее применения

Полный размер

Луну за птичкой я делал год назад. Год находилась под открытым небом и ничего нигде не поднялось. Полет нормальный)))

Полный размер

Ну не зря же делал))) Поставил, прикольно смотрится. Но сразу скажу, что это не добавляет мощности двигателю)))

Видео процесса пришлось разбить на две части, иначе Ютуб не принимал. Я в видеоролике постарался максимально подробно обо всем рассказать и показать.
вторая часть, видео процессаРаспространением, продажей и рекламой не занимаюсь. Покупаю сам в интернете, пользуюсь уже больше года, материал очень нравится.

И еще несколько слов:На больших идеально ровных поверхностях немного будут видны стыки. Это все таки листовой материал для ручного использования, а не промышленное хромирование.Лично я не стал бы таким образом хромировать бампер. Там необходим гальванический хром, поскольку велико механическое воздействие.

Вместе с тем, этим материалом можно хромировать, позолотить, покрыть медью или платиной двигатель и детали движка. На нелинейных поверхностях стыков не видно вообще.Так же можно использовать этот материал практически на любых поверхностях, металле, пластике, дереве, коже или дермантине, при необходимости обработав предварительно поверхность.

Интересно сочетать различные виды потали, глянцевое и матовое, золото с хромом или платиной.Этот материал в первую очередь интересен именно для декоративных целей. Можно крышечку позолотить, а можно дома налепить лепнины и устроить Эрмитаж, тут уж кому что интересно.Кстати один момент, забыл сказать.

Нужно сразу укладывать поталь краску на ВСЮ поверхность обрабатываемого изделия. Потому что если начнете прибивать в одном месте, а будут поверхности не закрытые поталью, то туда налипнет крошек от краски и будут плохо прилипать следующие листы.

Всю поверхность забрасываете листиками и кусочками потали, прижимаете, и где будут разрывы и промежутки сразу докладываете вторым слоем, так сказать лечите дырочки. Можно дыхнуть на поверхность где дырочки, и на образовавшийся пар набрасываете еще.

Источник: https://www.drive2.ru/c/3096997/

Ссылка на основную публикацию