Подготовка и алгоритм пайки золота в домашних условиях

Пайка паяльником в домашних условиях

Один из наиболее надежных способов соединения проводов и деталей — пайка. Как правильно паять паяльником, как подготовить паяльник к работе, как получить надежное соединение — обо всем этом дальше. 

Подготовка паяльника к работе

В быту используются «обычные» электрические паяльники. Есть, работающие от 220 В, есть — от 380 В, есть — от 12 В. Последние отличаются небольшой мощностью. Используются, в основном, на предприятиях в помещениях с повышенной опасностью. Можно их применять и в бытовых целях, но нагрев их происходит медленно, да и мощность маловата…

Выбрать надо тот, Который удобно «лежит» в руке

Выбор мощности

Мощность паяльника выбирается в зависимости от характера работы:

  • Для работы с электронными элементами — 40-60 Вт.
  • С толщиной спаиваемых деталей до 1 мм — 80-100 Вт.
  • Толстостенные элементы — со стенкой 2 мм — требуют мощности от 100 Вт и выше.Паяльники бывают разной мощности, работают от разного напряжения

В домашнем хозяйстве достаточно иметь два паяльника — один маломощный — 40-60 Вт, и один «средний» — около 100 Вт. С их помощью можно будет покрыть около 85-95% потребностей. А пайку толстостенных деталей все равно лучше доверить профессионалу — тут нужен специфический опыт.

Подготовка к работе

Когда паяльник включается в сеть первый раз, часто он начинает дымить. Это выгорают смазочные материалы, которые были использованы в процессе производства. Когда дым перестает выделяться, паяльник выключают, ждут пока он остынет. Дальше надо заточить жало.

Сначала надо выжечь смазку

Заточка жала

Далее надо подготовить к работе жало. Это цилиндрический стержень, сделанный из медного сплава. Фиксируется при помощи прижимного винта, который находится в самом конце термокамеры. В более дорогих моделях жало может быть слегка заточено, но, в основном, заточки нет.

Как подготовить паяльник к работе

Изменять будем самый кончик жала. Использовать можно молоток (сплющивать медь как вам нужно), напильник или наждак (просто стачивать ненужное). Форму жала выбирают в зависимости от предполагаемого типа работ. Его можно:

  • Сплющить в виде лопатки (как у отвертки) или сделать плоской с одной стороны (угловая заточка). Этот тип заточки нужен, если паяться будут массивные детали. Такая заточка увеличивает плоскость соприкосновения, улучшает передачу тепла.
  • Сточить край жала в острый конус (пирамидку) можно, если предполагается работа с мелкими деталями (тонкие провода, электродетали). Так проще контролировать степень нагрева.
  • Тот же конус, но не такой острый подойдет для работы с проводниками большего диаметра.

Более универсальным считается заточка «лопаткой». Если ее сформировать при помощи молотка, медь уплотняется, корректировать наконечник надо будет реже. Ширину «лопатки» можно делать больше или меньше, подрабатывая ее по сторонам напильником или наждаком. С этим типом заточки работать можно с тонкими и средними паяемыми деталями (поворачивать жало в нужное положение).

Лужение паяльника

Если жало паяльника не имеет защитного покрытия, его необходимо залудить — покрыть тонким слоем олова. Это защитит его от коррозии и быстрого износа. Делают это при первом же включении инструмента, когда дым перестал выделяться.

Первый способ лужения жала паяльника:

  • довести до рабоче температуры;
  • прикоснуться к канифоли;
  • расплавить припой и растереть его вдоль всего жала (можно деревянной щепкой).

Второй способ. Смочить тряпку раствором хлористого цинка, нагретое жало потереть о тряпку. Расплавить припой и куском поваренной каменной соли растереть его по всей поверхности жала. В любом случае медь должна покрыться тонким слоем олова.

Технология пайки паяльником

Практически все сейчас пользуются электрическими паяльниками. Те, у кого работа связна с пайкой, предпочитают иметь паяльную станцию, «любители» предпочитают обходиться обходиться обычными паяльниками без регуляторов. Иметь несколько паяльников разной мощности достаточно для работ разного типа.

Чтобы разобраться как правильно паять паяльником, надо хорошо представлять себе процесс в общем, затем углубляться в нюансы. Потому начнем с краткого описания последовательности действий.

Пайка подразумевает последовательность повторяющихся действий. Говорить будем о пайке проводов или радиотехнических деталей. Именно с ними приходится встречаться в хозяйстве чаще. Действия такие:

  • Подготовка деталей к пайке.
  • Обработка флюсом или лужение.
  • Разогрев спаиваемых деталей до необходимых температур.
  • Внесение в зону пайки припоя.Правильная пайка паяльником

На этом пайка закончена. Надо остудить припой и проверить качество соединения. Если все сделано правильно, место пайки имеет яркий блеск. Если припой выглядит тусклым и пористым — это признак недостаточной температуры во время пайки. Сама пайка называется «холодной» и не дает требуемого электрического контакта.

Она легко разрушается — достаточно потянуть провода в разные стороны или даже подковырнуть чем-то. Еще место пайки может быть обугленным — это признак обратной ошибки — слишком высокой температуры. В случае с проводами она часто сопровождается оплавлением изоляции. Тем не менее, электрические параметры бывают нормальными.

Но, если паяются проводники при устройстве проводки, лучше переделать.

Подготовка к пайке

Сначала поговорим о том, как правильно паять паяльником провода. Для начала надо удалить изоляцию. Длина оголяемого участка может быть разной — если паять собираетесь проводку — силовые провода, оголяют 10-15 см. Если припаять надо малоточные проводники (те же наушники, например), длина оголяемого участка небольшая — 7-10 мм.

Зачищаем от изоляции

После снятия изоляции необходимо провода осмотреть. Если есть на них лак или оксидная пленка, ее надо удалить. У свежезачищенных проводов оксидной пленки обычно не бывает, а лак иногда присутствует (медь имеет не рыжий цвет, а коричневатый). Оксидную пленку и лак можно удалить несколькими способами:

  • Механически. Использовать наждачную бумагу с мелким зерном. Ею обрабатывают оголенную часть провода. Так можно сделать с одножильными проводами довольно большого диаметра. Обрабатывать наждачной бумагой тонкие проводки неудобно. Многожильные так вообще можно оборвать.
  • Химический способ. Оксиды хорошо растворяются спиртом, растворителями. Лаковое защитное покрытие снимается при помощи ацетилсалициловой кислоты (обычный аптечный аспирин). Провод кладут на таблетку, прогревают паяльником. Кислота разъедает лак.

В случае с лакированными (эмалированными) проводами можно обойтись без зачистки — нужно использовать специальный флюс, который так и называется «Флюс для пайки эмалированных проводов». Он сам разрушает защитное покрытие во время пайки. Только чтобы впоследствии он не начал разрушать проводники, его после окончания пайки его надо удалить (влажной тряпкой, губкой).

Как перед пайкой очистить проводники от лакового покрытия

Если припаять надо провод к какой-то металлической поверхности (например, провод заземления к контуру), процесс подготовки мало чем меняется.

Площадку, к которой будет припаиваться провод, надо зачистить до чистого металла. Сначала механически удаляются все загрязнения (включая краску, ржавчину и т.д.

), после чего при помощи спирта или растворителя поверхность обезжиривается. Далее можно паять.

Обработка флюсом или лужение

При пайке главное — обеспечить хороший контакт спаиваемых деталей. Для этого перед началом пайки соединяемые детали надо залудить или обработать флюсом. Эти оба процесса взаимозаменяемы. Их основное назначение — улучшить качество соединения, облегчить сам процесс.

Процесс пайки начинается с лужения проводов

Лужение

Для обработки проводов потребуется хорошо разогретый паяльник, кусок канифоли, небольшое количество припоя.

Берем зачищенный провод, укладываем его на канифоль, прогреваем паяльником. Прогревая, поворачиваем проводник. Когда провод окажется весь в расплавленной канифоли, на жало паяльника набираем немного припоя (просто прикасаемся жалом). Затем вынимаем провод из канифоли и кончиком жала проводим по оголенному проводнику.

Лужение проводов — обязательный этап при пайке

При этом припой тончайшей пленкой покрывает металл. Если это медь, из желтой, она становится серебристой. Провод тоже надо немного поворачивать, а жало двигать вверх/вниз. Если проводник хорошо подготовлен, он полностью становится серебристым, без пропусков и желтых дорожек.

Обработка флюсом

Тут все и проще, и сложнее. Проще в том смысле, что нужен только состав и кисточка. Кисточку обмакиваем в флюс, наносим тонким слоем состав на место пайки. Все. В этом простота.

Сложность в выборе флюса. Есть много разновидностей этого состава и под каждый вид работы надо подбирать свой. Так как сейчас говорим о том, как правильно паять паяльником провода или электронные компоненты (платы), то приведем несколько примеров хороших флюсов для этого типа работ:

  • Для пайки медных и алюминиевых проводов подходит бура, флюс ЛТИ-120.
  • Паять медь лучше — ПОС-60, ПОС-50, ПОС-40.
  • Для алюминия — ЦО-12, П-250А, ЦА-15.Флюсы есть разные, подбирать их надо аккуратно

Для пайки электронных компонентов (печатных плат) не используйте активные (кислотные) флюсы. Лучше — на водной или спиртовой основе. Кислотные же имеют хорошую электропроводность, что может нарушить работу устройства.

Также они очень химически активны и могут вызвать разрушение изоляции,коррозию металлов. Благодаря своей активности они очень хорошо подготавливают к пайке металлы, потому их используют, если надо припаять провод к металлу (обрабатывают саму площадку).

Наиболее распространенный представитель — «Паяльная кислота».

Разогрев и выбор температуры

Если хотите знать, как правильно паять паяльником, надо научиться определять достаточно ли разогрето место пайки. Если пользуетесь обычным паяльником, ориентироваться можно по поведению канифоли или флюса. При достаточном уровне нагрева они активно кипят, выделяют пар, но не горят. Если поднять жало, капли кипящей канифоли остаются на кончике жала.

При использовании паяльной станции исходят из таких правил:

  • Температура нагрева деталей должна быть на 40-80°С больше температуры плавления припоя (указана на упаковке).
  • Температура наконечника паяльника должна быть на 20-40°С выше температуры нагрева деталей.При нагреве надо смотреть на состояние канифоли — когда она активно кипит, но не дымит — самое время начинать пайку

То есть, на станции выставляем на 60-120°С выше, чем температура плавления припоя. Зазор температур, как видите большой. Как выбрать? Зависит от теплопроводности спаиваемых металлов. Чем лучше он отводит тепло, тем более высокой должна быть температура.

Внесение припоя

Когда место пайки достаточно разогрето, можно добавлять припой. Его вносят двумя способами — расплавленное, в виде капли на жале паяльника или в твердом виде (проволоку припоя) непосредственно в зону пайки. Первый метод используется если область пайки небольшая, второй — при значительных площадях.

В случае, если надо внести небольшое количество припоя, его касаются жалом паяльника. Припоя достаточно, если жало стало белым, а не желтым. Если повисла капля — это перебор, ее надо удалить. Можно стукнуть пару раз по краю подставки. Потом сразу возвращаются в зону пайки, проводя жалом вдоль места пайки.

Как правильно паять паяльником: второй способ внесения припоя

Во втором случае проволоку припоя вводим непосредственно в зону пайки. Нагревшись, он начинает плавиться, растекаясь и заполняя пустоты между проводами, занимая место испаряющегося флюса или канифоли.

В этом случае надо вовремя убрать припой — его переизбыток тоже не очень хорошо влияет на качество пайки.

В случае с пайкой проводов это не так критично, а вот при пайке электронных элементов на платах очень важно.

Как правильно паять паяльником: несколько советов

Чтобы пайка была качественной, необходимо все делать тщательно: зачищать провода, прогреть место пайки. Но перегрев тоже нежелателен, как и слишком большое количество припоя. Вот тут нужна мера и опыт, а набраться его можно повторяя все действия некоторое количество раз.

Приспособление для более удобной пайки — третья рука

Как научиться паять паяльником

Для начала возьмите несколько кусков одножильного провода небольшого диаметра (можно — монтажные провода, те, которые используются в связи и т.п.) — с ними работать проще.

Нарежьте их на небольшие кусочки и на них тренируйтесь. Сначала старайтесь спаять два провода. Кстати, после лужения или обработки флюсом их лучше скрутить между собой.

Так увеличиться площадь контакта и проще будет удерживать провода на месте.

Когда пайка несколько раз получится надежной, можно увеличить количество проводков. Их тоже надо будет скручивать, но уже применять придется пассатижи (две проволоки можно скручивать руками).

Нормальная пайка означает:

  • она нормального цвета (с ярким блеском);
  • без излишков припоя;
  • ее не получится разорвать, потянув проводники в разные стороны;
  • изоляция не оплавлена.Как правильно паять паяльником рассказали, теперь дело за практикой

После того, как освоена пайка нескольких проводов (трех…пяти), можно попробовать многожильные провода. Сложность состоит в зачистке и лужении. Зачищать получится только химическим методом, а лудить, предварительно скрутив провода. Затем залуженные проводники можно попытаться скрутить, но это довольно сложно. Придется их удерживать при помощи пинцета.

Когда и это освоено, можно тренироваться на проводах большего сечения — 1,5 мм или 2,5 мм. Это те провода, которые применяют при прокладке проводки в квартире или доме. Вот на них и можно тренироваться. Все тоже, но работать с ними сложнее.

После завершения пайки

Если обрабатывали провода кислотными флюсами, после остывания припоя, его остатки надо смыть. Для этого используют влажную тряпку или губку. Их смачивают в растворе моющего средства или мыла, после — удаляют влагу, просушивают.

Читайте также:  Особенности и применение золота 916 пробы

О том, как правильно паять паяльником вы знаете, теперь надо приобретать практические навыки.

Источник: https://elektroznatok.ru/tools/pajka-payalnikom

Пайка золота: только полезная информация

Пайка золота – необходимый процесс в ювелирном деле или в том случае, когда требуется ремонт золотой цепочки, либо другого изделия из золота. Паять драгоценные изделия достаточно просто, когда все необходимые инструменты и материалы расположены под рукой, а также имеются некоторые знания относительно технологической части процесса.

Пайка становиться более удобной, если вы приобрели тиноль в виде небольших пластинок, которые необходимо перед работой раскатать на вальцах, либо сплющить в пластинку на наковальне.

В течение пайки газовой горелкой греться должна сначала более массивная деталь изделий из золота. Разогревая детали, нужно поймать момент для удачного начала пайки.

Таким образом, ни в коем случае нельзя допускать перегрев изделий.

Нагретые детали посыпаются флюсом-бурой, после чего бура начинает расплавляться, растекаться по месту пайки поверхности золотых изделий.

Далее на обработанное таким образом место рабочей поверхности наносится пластина припоя при помощи пинцета.

Если вы все сделали правильно (детали достаточно прогреты, а место пайки покрыто флюсом), припой будет быстро плавиться и качественно ложиться на место соединения.

Далее надо осторожно продолжить греть ремонтируемое место до того момента, пока весь кадмий, содержащийся в припое, не выгорит (при таких обстоятельствах температура плавления и цвет станут идентичны аналогичным показателям основного материала — золота).

Определить подобное достаточно просто: в месте соединения припой престает блестеть, становится более тусклым, как основной металл. Таким образом, в процессе пайки образуется монолитная деталь, состав, цвет, а также физические свойства которых будут идентичными.

Флюс для пайки золота

Флюс – вещество (смесь) органического и неорганического происхождения, предназначением которого является удаление оксидных пленок с рабочей поверхности металлических изделий, снижение поверхностного натяжения, улучшения растекания припоя и т. п. Каждый флюс имеет свое предназначение, то есть конкретный флюс может воздействовать на конкретные металлы.

Для пайки драгоценных металлов, таких как золото, применяется специальный флюс, который предотвращает образование на рабочей поверхности металла оксидной пленки, а также обезжиривает место пайки. Флюс применяется достаточно просто: возьмите небольшую кисточку, после чего окуните ее во флюс и нанесите его на поверхность золота до получения защитной пленки.

Таким образом, вы можете получить крепкую отполированную пайку. Флюс содержит спирт для равномерного распределения по рабочей поверхности. В большинстве случаев флюс для пайки разогревается от 620 до 920 гр. С.

Осуществима ли пайка золота для непрофессионала?

Технические операции требовательны к наличию профессиональных навыков. Не каждый памятник может быть реставрирован стандартным методом. Стоит отметить, что некоторые методики на сегодня являются устаревшими по причине выявленных деструктивных последствий.

Приблизительно так же обстоят дела и с пайкой золотых изделий. Однако выполнить процедуру в домашних условиях вполне возможно. Конечно, для этого понадобятся некоторые знания, умения и навыки. Так что, будьте готовы поработать.

Как запаять цепочку самому?

Несмотря на то, что ремонт изделий из золота требует вмешательства мастера и специальных навыков, пайка вполне возможна в домашних условиях. Для того чтобы вернуть цепочке былую красоту и отремонтировать ее, лучше обратиться в ювелирную мастерскую.

Однако если вы желаете помочь своей цепочке вернуть безупречный внешний вид, можете попробовать заняться ремонтом в домашних условиях. Для этого нужно придерживаться простых рекомендаций и советов.

Понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Металлы для изготовления припоев (медь, золото, кадмий, серебро);
  • Газовая горелка;
  • Паяльная трубка;
  • Кусачки;
  • Надфиль;
  • Вязальная спица, либо шило;
  • Аптечные весы;
  • Фосфор;
  • Растворитель (ацетон ил другой органический растворитель);
  • Тальк;
  • Касторовое масло.

Порядок действий:

  1. Для начала следует приготовить припой для обработки золота. Для этих целей понадобится взять 585 весовых частей золота, 186 частей меди, 115 частей серебра, а также 112 частей кадмия. Чтобы сделать отмеривание весовых частей в домашних условиях удобнее, можете использовать аптечные весы.
  2. Следующим этапом подлежащие пайке звенья цепочек следует закрепить в небольших тисках. Также способом соединения разошедшихся звеньев цепочек может послужить следующая процедура: просуньте шило или вязальную спицу через соседние цепочек, после чего прихватите звено пассатижами. Затем место пайки цепочек необходимо прогреть с помощью струи пламени, выходящей из паяльной трубки.
  3. Далее введите припой в область пайки таким образом, чтобы он растекся по будущему шву, после чего дайте припою остыть. Следующее – удаление излишков тиноля небольшими кусачками. Получившийся шов зачищается надфилем.
  4. Описанный метод можно применять по отношению массивных цепочек. Однако для пайки менее габаритных цепочек обычный способ вряд ли пригодится. В таком случае можно воспользоваться определенной хитростью: замешайте припой на касторовом масле, добавьте в него фосфор. Поврежденная часть цепочек окунается в данный раствор. Таким образом, припой полностью заполняет недостающие участки звеньев цепочек.
  5. Далее следует обвалять цепочку в тальке, после чего очистить ее от излишков тиноля. В конце надо пропустите изделие через пламя газовой горелки.

Если вы чувствуете, что вам не посилен ремонт ювелирного изделия в домашних условиях, лучше обратиться в ювелирную мастерскую, где получить помощь квалифицированного специалиста.

Источник: http://GoodSvarka.ru/pajka/zolota/

Как осуществляется пайка золота

Процесс пайки

Украшения из золота стали не только признаком состоятельности владельца, но и просто повседневным атрибутом, носить который необходимо каждому мало-мальски обеспеченному человеку. Ввиду относительно высокого спроса на золотые украшения, рынок золота тоже не отстает.

Предлагаются изделия на любой вкус и карман. При кажущейся доступности, украшения из золота все же не являются ширпотребом. Каждый владелец дорожит своими драгоценностями, и с годами испытывает некую привязанность к ним.

И при поломке вещи расставаться с ней не хочет, следовательно, нужен ремонт.

Наиболее часто встречающаяся поломка это разрыв соединения (см. фото)

Секреты домашней пайки

Изначально при создании ювелирных украшений использовалась пайка. Спаивать металлы это значит создавать их неразъемное соединение. В древности пайка применялась лишь при работе с цветными металлами, золотом, серебром, бронзой. Соединение двух металлов возможно при нагревании, когда металлы расплавляются и вступают во взаимодействие (смешивание) друг с другом.

Но кроме основных металлов, соединение которых осуществляется, и температура плавления достаточно

Как паяют золото?

высока, необходимо использовать третий компонент, который имеет меньшую температуру плавления и может «смачивать» основной металл, проникая в его поры. Третий компонент, который, применяется при создании неразъемного соединения изделий из золота, называется припоем.

Смысл такого понятия как пайка, состоит в том, что припой плавится раньше, чем основной металл достигнет температуры плавления, и заполняет спаиваемые части металлов. В пайке изделий из золота применяется как среднеплавкий припой, его температура плавления на 40 градусов Цельсия меньше температуры плавления основного металла, у легкоплавкого припоя разница составляет 50 градусов.

Древние ювелиры спаивали золото, используя припой на основе сплавов ртути (амальгама).

Состав применяемых материалов для пайки золота

Для того чтобы место спайки несильно отличалось от общего массива золотого изделия, материалы применяемые для реставрационных работ должны иметь близкие к основным металлам свойства. Поэтому для ремонта золота желтоватых или белых цветов, применяются припои соответствующего цвета. К особо важным свойствам припоев относятся текучесть, пластичность и прочность.

Одной из разновидностей материалов применяемых для пайки золотых изделий являются припои на основе мягкого легкого металла галлия. Золото, галлий, медь, серебро, никель, индий, олово – вот составляющие низкотемпературных припоев для золота 583-й, 750-й и 375-й пробы. В качестве флюс для пайки золота и серебра применяется специальная паста (бура + борная кислота).

Лазерная пайка

Лазерная пайка

Пайка золота, поврежденных изделий производится микролазером.

Лазерная пайка золота является лучшим способом пайки, преимущество этого способа пайки, перед другими способами нагрева, является то, что воздействию высокой температуры подвергается только непосредственное место пайки, при этом соединение получается незаметным и прочным. Лазерная пайка золота на видео поможет вам ознакомиться с процессом пайки.

Как осуществить пайку золота в домашних условиях

В любом деле ценится профессионализм. Но, если, все же вы задумали сами придать своему украшению первоначальный вид, можно попробовать.

Материалы и инструменты:

  • Металлы для припоев;
  • горелка для пайки;
  • кусачки;
  • . растворитель;
  • мини тиски;
  • аптечные весы;
  • фосфор;
  • тигли.

Пайка золота в домашних условиях производится таким образом:

  1. Приготавливаем припой для пайки золота (смотреть видео)
  2. Очистка спаиваемых поверхностей, при помощи растворителя.
  3. Закрепить изделие в тисках или придерживая пинцетов на асбестовой плите.
  4. Нагревая изделие снизу, пруток припоя держать сверху шва постепенно заполняя шов.

На видео внизу показан весь процесс пайки.

Соединять детали можно встык или внахлест. Выбор вида соединения зависит от требований, предъявляемых к стыку. Если стык не будет испытывать больших нагрузок, то можно паять встык, когда детали подгоняются друг к другу и между ними заполняется шов. При пайке внахлест детали накладываются одна на другую. При этом надо соблюдать одно важное правило: паять на весу изделия из золота нельзя!

После пайки необходимо удалить лишний припой при помощи кусачек, зачистить надфилем, собирая опилки.

Для пайки мелких изделий применяется такой метод. Замешивается припой на касторовом масле, с добавлением фосфора. В полученный раствор опускаем поврежденный участок изделия. Обваливаем изделие в тальке. Удаляем лишний раствор и пропускаем через пламя горелки.

В любом деле нужна практика. Если уверены в своих силах то удачи!

Источник: http://zolotoigid.ru/pajka-zolota-video-doma

Как спаять золотую цепочку в домашних условиях?

Золотая цепочка — очень элегантное и универсальное украшение, которое уместно на многих мероприятиях и подходит под любой стиль одежды. Ювелирное изделие может выгодно подчеркнуть любой наряд и образ. Владельцами цепочек являются как женщины, так и мужчины.

Однако достаточно часто владельцы золотых цепочек сталкиваются с проблемой поломки изделия. Если с вами случилась такая неприятность, то обратитесь в мастерскую, где специалисты смогут использовать новейшие технологии и починить изделие.

Если у вас такой возможности нет, то стоит задуматься над вопросом, как спаять золотую цепочку в домашних условиях. Сегодня мы постараемся помочь вам исправить украшение и расскажем, как починить цепочку в домашних условиях, чтобы продлить срок ее эксплуатации.

Спешим вас успокоить: процедура несложная, особых навыков и специальных технических приспособлений не требует, но аккуратность и знания плавки металлов все-таки необходимы.

к содержанию ↑

Причины поломки цепочки

Прежде всего, рассмотрим причины, повлиявшие на поломку изделия. Их может быть несколько:

  • Брак. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть версию некачественной работы, необходимо провести экспертизу. В случае подтверждения заводского брака, производитель обязан оплатить стоимость ремонта и экспертизы или вернуть покупателю потраченные деньги.
  • Легкий вес изделия. Одна из распространенных причин того, что изделие рвется, является его легкий вес. Очень часто украшения изготавливают из трубочек. Весят такие изделия намного меньше, цена на них намного ниже. Заплатив за изделие меньшую стоимость, владельцы зачастую тратят на ремонт немалые деньги.
  • Попытка распутать не совсем новое изделие. Очень часто цепочка рвется во время попытки ее распутать. Если изделие не совсем новое, то звенья могут расшататься от длительного использования. Чтобы определить, необходим ли ремонт и замена звеньев на новые, внимательно осмотрите изделие через увеличительное стекло. Перетертые звенья лучше заменить сразу и не ждать, пока цепочка порвется полностью.
  • Тяжелые кулоны на изделии. Всегда необходимо учитывать соотношение веса подвески и толщину цепочки, на которую вы планируете повесить кулон.       
  • Изделие пустотелое. Такая цепочка очень часто рвется от малейшего механического воздействия. На нее нельзя вешать тяжелые кресты и кулоны, поскольку это приводит к быстрому изнашиванию изделия.

Как видите, причин поломки изделия нет так мало, поэтому всегда нужно помнить, что ювелирное украшение — вещь достаточно хрупкая, при неаккуратном обращении может порваться.

к содержанию ↑

Порвалась цепочка — как починить?

Чтобы спаять золотую цепочку в домашних условиях, вам понадобятся следующие инструменты:

  • Газовая горелка для пайки.
  • Припой для пайки золота.
  • Специальный флюс.
  • Плоскогубцы.
  • Лист тугоплавкого металла.
  • Набор надфилей (лучше, если под рукой будет бормашина).
  • Шило.
  • Пинцет.
  • Тиски.

Если специального припоя у вас нет и приобрести в мастерской нет возможности, то придется приобрести дополнительные материалы и инструменты:

  • Тигель.
  • Золото.
  • Серебро.
  • Латунь.
  • Медь.
  • Емкость для отливки припоя.

Чтобы процесс пайки вам был понятен, опишем его поэтапно.

Изготовление пайки

Ювелирные изделия требуют и ювелирной точности, поэтому:

  • Для изготовления припоя в тигель поместите золото, серебро и медь в следующей пропорции: 585:115:186.
  • Кроме того, на этот состав потребуется 135 частей латуни, либо 112 долей кадмия.

Пошаговая инструкция:

  1. Золото, серебро и медь подвергните плавке с помощью газовой горелки.
  2. В расплавленный состав введите латунь (кадмий).
  3. Дождитесь полного перемешивания ингредиентов.
  4. Вылейте состав в емкость.
  5. Слегка остывшему металлу на наковальне придайте форму пластины или тонкой проволоки.
  6. Дайте материалу остыть.
  7. Сверните припой в удобное для хранения положение.

Порядок выполнения пайки

Починка украшений из драгметаллов требует предварительной подготовки, поэтому действуйте следующим образом, чтобы аккуратно спаять золотую цепочку в домашних условиях:

  1. На разомкнутое звено наденьте целые детали цепочки.
  2. Внутрь поврежденного звена вставьте металлический цилиндр соответствующего диаметра.
  3. Обожмите звено с помощью плоскогубцев (пинцета). Таким образом вы соедините звенья с помощью поврежденной детали и приведете цепочку в нормальное состояние.
  4. Зачистите место пайки и обработайте флюсом. В процессе обработки образуется защитная пленка, которая будет противостоять появлению оксидов и позволит припою растечься по поверхности золота равномерно.
Читайте также:  Akвamapин - kameнь mopckoй вoды для пyтeшecтвий и kpacoты

Итак, цепочка соединена, место пайки обработано, теперь заготовьте кусочек припоя подходящего размера и расположите его в непосредственной близости от себя. Приступаем к завершающему этапу.

Разогрев детали горелкой

Пошаговая инструкция:

  1. Отрегулируйте газовую горелку до получения очень тонкого потока плазмы.
  2. Разогрейте место пайки. Под воздействием температуры золото изменит цвет. Это будет свидетельствовать о том, что к месту повреждения можно приложить припой.
  3. Нагревайте место соединения и припой. Через короткий промежуток времени припой растечется по детали.
  4. Продолжайте следить за цветом металла и не дайте припою стать слишком перегретым. Он не должен капать с изделия и отличий по цвету с основным тоном украшения быть не должно.
  5. После того, как кадмий выгорит, а припой сравняется с золотом, считайте, что деталь цепочки спаяна.

Окончательная обработка места спайки

Чтобы придать изделию товарный вид, необходимо место пайки обработать. Это можно сделать надфилем. Однако необходимо помнить, что золото не очень охотно поддается шлифованию, а работать придется с мелкими деталями.

А вот бормашина из стоматологического кабинета могла бы на порядок ускорить этот процесс. Эту же машину можно было бы использовать и для полировки поверхности.

В результате обработки бормашиной цепочка ничем не будет отличаться от только что купленной в магазине.

к содержанию ↑

Что делать, если порвалась серебряная цепочка?

Серебро является очень популярным драгоценным металлом.

Серебро прекрасно отражает свет и подходит для любого цвета кожи, поэтому из этого драгоценного металла очень часто изготавливают ювелирные украшения, в частности цепочки. Их носят как ожерелье или браслет.

Серебряные цепочки являются классическими и очаровательными украшениями. Они бывают различных размеров, стилей и форм, начиная от самых маленьких до массивных, от традиционных до современных.

Серебро является достаточно прочным материалом, тем не менее, цепочки из этого металла могут быть хрупкими и часто ломаются.

Большинство изделий легко можно восстановить, но для этого необходимо освоить серебряную пайку. Это — одна из самых основных техник ювелирного дела.

Серебряная пайка используется для невидимых швов и добавления отдельных кусков металла. Пайка очень часто используется и для изготовления цепочек.

Чтобы починить порванное серебряное украшение и воссоединить два кусочка сломанной цепи, действуйте следующим образом:

  1. Замочите два конца восстанавливаемой цепочки в кислом растворе на 5 минут. Используйте раствор, который применяют, чтобы очистить серебро до и после пайки.
  2. Поместите небольшой кусочек серебряного припоя прямо между соединяемыми деталями. Припоя должно быть не больше, чем размер отдельных звеньев.
  3. Проследите, чтобы припой был в контакте с обеими сторонами.
  4. Нагрейте припой маленькой форсункой и подождите пока он расплавится.
  5. Выключите форсунку.
  6. Дайте припою остыть и затвердеть.

к содержанию ↑

Практические советы

Если у вас порвалась цепочка — серебряная или золотая, то не отчаивайтесь, а следуйте нашей инструкции:

  1. Поместите все кусочки украшения в чистый, плотно закрывающийся пакет.
  2. Узнайте, где производят починку ювелирных украшений.
  3. Отдайте изделие в мастерскую, предварительно обговорив стоимость работ. Чем сложнее починка, тем дороже обойдутся услуги мастера.
  4. Если вы решили самостоятельно произвести ремонт украшения, то в мастерской вы можете ознакомиться с процессом пайки и приобрести определенное количество припоя. Последний момент является основным, так как изготовить качественный припой для золота крайне сложно в домашних условиях. Да и остаток сплава вам не нужен.   
  5. В случае неисправности застежки приобретите ее отдельно. Можно использовать застежку из другого материала, главное — чтобы цвет подходил. Поставить застежку можно самостоятельно.    

к содержанию ↑

Видеоматериал

Есть вероятность, что попробовав себя в роли ювелирного мастера, вы не сможете остановиться.

И хотя, любая творческая работа похвальна, напоминаем, что изготовление украшений из драгоценных металлов преследуется законом.

Мы и не ставили себе цель обучить вас ювелирному мастерству, нам только хотелось советами и рекомендациями помочь исправить поломку цепочки. Надеемся, что теперь она прослужит еще не один год!

Источник: https://serviceyard.net/garderob/kak-spayat-zolotuyu-tsepochku-v-domashnih-usloviyah.html

Пайка серебра в домашних условиях с помощью горелки и паяльника

Серебро относится к наиболее распространенным драгметаллам благородного характера, которые используются не только для изготовления ювелирных украшений, но и для оформления предметов декора и других дизайнерских решений. Если уметь паять серебро своими руками, можно быстро создать интересный и оригинальный декоративный предмет в домашней мастерской.

Общие принципы

Соединение металлических изделий осуществляется с помощью более легкоплавкого материала. Сам процесс плавки и пайки серебра выглядит просто и определяется сферой применения конечного продукта, а также типом используемого металла. Например, при ремонте какого-либо украшения и соединении печатных плат можно использовать разные методики, но лучше паять с помощью паяльника.

Что касается припоя для работы по соединению серебра, то он продается в любом магазине хозяйственных товаров. Желательно использовать тугоплавкие составы с высокой температурой плавления — от 240 градусов Цельсия. Также при выполнении такой работы следует задействовать специальную пасту или сплав стандарта ПСр 2.

Средство для пайки несложно сделать своими руками. Для этого потребуются следующие металлы:

  1. 30 процентов цинка.
  2. 25 процентов меди.
  3. 45 процентов серебра.

Если необходимо соединить серебряные изделия, нужно взять полосы с шириной 1−3 мм и отрезать от них небольшие участки соответствующей длины.

На этапе пайки на обрабатываемый участок должны воздействовать потоки воздуха, а для предотвращения возможного окисления и других разрушающих процессов берут флюс (колофоний).

Во время нагревания он равномерно проникает по всей площади металла и автоматически сглаживает сварочные швы и другие видимые дефекты.

Выбор припоя

Перед тем как запаять серебряное кольцо в домашних условиях, нужно внимательно исследовать базовые физико-химические свойства этого драгметалла. Любой контакт с горелкой или паяльником должен осуществляться с учетом всех правил безопасности, так как любые ошибки могут нанести ущерб не только изделию, но и паяльщику.

Серебро вступает в стадию плавления только при температуре 960 градусов Цельсия, а это средний показатель для большинства металлов, на основе которых создают ювелирные украшения.

Температура плавления напрямую зависит от содержания чистого металла, находящегося в составе сплавов.

Чтобы пайка оказалась максимально качественной, необходимо правильно выбрать подходящий вариант припоя, который является прочным паяным соединением и может использоваться как для цветного металла, так и для черного.

Хороший серебряный припой отлично подходит для обработки всевозможных сплавов. Чтобы упростить процесс выбора припоя, нужно обратить внимание на маркировку из букв и цифр, которая располагается на упаковке товара. Цифры указывают на содержание серебра в процентах.

Швы, которые соединяются с помощью качественного состава, не боятся воздействия коррозийных процессов, не поддаются деформации, а также сохраняют прочность даже при продолжительной эксплуатации. Главным преимуществом правильно выполненной пайки является антикоррозийная защита.

Нужно отдавать предпочтение тем припоям, которые обладают большим содержанием серебра. Их можно купить в специализированном магазине. Идеальный припой должен плавиться при температуре от 240 градусов Цельсия, поэтому специалисты рекомендуют использовать сплавы с маркировкой ПСр 2,5.

Подготовка инструментов

Чтобы починить какое-либо ювелирное изделие дома, следует заранее подготовить ряд инструментов и подручных средств:

  1. Кирпичная плита или любое другое основание, способное выдерживать воздействие экстремально высоких температурных показателей.
  2. Серебряный припой.
  3. Флюс.
  4. Травильная кислота.
  5. Серная печень.
  6. Кусачки, пинцет и медные щипцы.
  7. Светлая материя.
  8. Газовая горелка или любой другой инструмент, который необходим для конкретного способа пайки.

При повреждении любимого ювелирного украшения многие люди сразу же бегут в мастерскую к специалисту. Если финансовые возможности позволяют, то можно не задаваться вопросом самостоятельного спаивания изделия. В противном случае предмет можно спаять в домашних условиях, используя простое оборудование и подручные средства.

Для реализации такой задачи чаще всего используют электрический паяльник или газовую горелку. Каким способом спаять изделие — решение сугубо индивидуальное.

Если задействовался электрический паяльник с температурой плавления до 350 градусов, то он вряд ли сможет решить поставленную задачу, так как серебро нуждается в более глубоком прогреве.

Специалисты задействуют профессиональное оборудование с тонким жалом — оно гарантирует максимальную точность пайки. Хотя для большинства среднестатистических задач вполне подходит стандартный размер жала.

Применение паяльника

Процесс пайки серебра в домашних условиях паяльником не является слишком сложным или трудоемким.

При соблюдении простых рекомендаций можно самостоятельно спаять данный металл без особых затрат времени и усилий. Перед тем как начать работу, нужно провести подготовку флюса и припоя.

Зачастую для этого используют 60% олова и 40% свинца, так припой начинает расплавляться уже при температуре 180%.

На подготовительном этапе следует тщательно обработать поверхность изделия и избавиться от различных дефектов. Также нужно удалить пленку окислов, которая появляется со временем. В данном случае припой даст возможность достичь внутреннего слияния с металлом.

Обрабатываемый участок необходимо тщательно прогреть, чтобы температура нагрева достигла той отметки, при которой металл начинает плавиться. Для этого следует задействовать мощный паяльник или комплексную паяльную станцию.

Кроме этого, изделие нужно защитить от воздействия кислорода, используя тот же флокс. Вещество создаст над местом стыков специализированную пленку. Колофоний равномерно распределится по плоскости металла, скрыв любые визуальные дефекты.

Использование газовой горелки

При использовании газовой горелки нужно найти хороший вентилятор для проветривания помещения. Для уменьшения объемов дыма, который образуется в результате пайки, важно не только запустить вентиляцию, но и открыть все окна. Осуществляя пайку, следует направлять сильные струи максимально дальше от места работы.

Перед использованием газовой горелки необходимо подготовить емкость с водой. При этом обрабатываемая деталь должна разместиться в ней полностью. При пайке украшений таким методом лучше использовать плоский наконечник, так как заостренные модели слишком интенсивно отводят тепло.

Процесс соединения металлических вставок состоит из таких этапов:

  1. Необходимо расположить элементы на огнеупорной поверхности, обеспечив максимально жесткую фиксацию деталей в отношении одна к одной. Для лучшей реализации такой задачи рекомендуется применить нихромовую проволоку и зажимы.
  2. Далее, следует очистить поверхность изделия от окисей и нанести тонкий слой колофония.
  3. На следующем этапе можно переходить непосредственно к пайке. На выбранном участке, который будет поддаваться воздействию сварки, следует разместить небольшое количество припоя, а горелку удерживать возле боковой части детали. После этого можно начинать прогревать изделие, соблюдая осторожность.
  4. Для заполнения образованных трещин нужен припой с минимальным количеством частей серебра. Если нужно достичь максимально прочного соединения, нужно выбирать составы с максимальным их количеством.
  5. Остается провести финишную обработку, тщательно очистив изделие от флюса. Оставшийся припой устранить надфилем или наждачной бумагой. Поверхность изделия дополнительно покрывается кислотой для его осветления и избавления от дефектов.

Обработка оловом

Плавка и пайка серебра может осуществляться и с помощью олова, но из-за невозможности выполнить ремонт изделия в будущем такой вариант не пользуется популярностью.

Если мастер из ювелирной компании не знает, что украшение когда-то обрабатывалось с помощью олова, и начинает пайку обычным припоем с высоким температурным режимом, изделие просто сгорает и становится непригодным для ремонта.

Для обработки ювелирных украшений из серебра не рекомендуется использовать не серебряные припои, например, из свинца.

Так как подобная методика не позволяет достичь высокой точности и оставляет после себя видимые следы на изделии, удалять которые совсем непросто.

Кроме того, большинство украшений постоянно взаимодействуют с человеческим телом, а высокая токсичность свинца может привести к тому, что он, проникнув в кожу, вызовет множество негативных последствий.

В случае с оловянными припоями ситуация выглядит немного иначе, так как они не настолько токсичны, как свинцовые, но достичь идеально ровного шва не удастся. К тому же олово сильно темнеет, и зона пайки становится визуально видимой. При необходимости проведения повторной пайки олово банально сгорит.

Важно избегать попадания большого количества припоя на изделие, так как это может привести к образованию комочков. Если такие дефекты появились и избавиться от них уже невозможно, их следует убрать пилочкой. При попадании кислотного раствора на одежду или кожу следует максимально быстро промыть ее холодной водой.

Соблюдение простых правил позволит обезопасить себя от непоправимых последствий, а также сохранить дорогое изделие от повреждения. Несомненно, навыки пайки могут оказаться полезными не только для профессиональных мастеров ювелирных компаний, но и для людей, которым приходится работать с цветными металлами в том числе и с серебром.

Источник: https://VseoMetallah.ru/raznoe/pajka-serebra

Пайка ювелирных изделий

Пайкой называют технологический про­цесс получения неразъемных соединений при помощи более легкоплавких металлических сплавов (припоев). Неразъемное соединение (спай) получается в результате взаимодей­ствия расплавленного припоя с кромками ос­новного металла.

Читайте также:  Вoлшeбнoe вeлиkoлeпиe пepлamyтpoвых akceccyapoв

При этом припой внедряет­ся между зернами основного металла и обра­зовывает промежуточный слой (сплав припоя и основного металла). В результате диффузии (проникновения одного металла в другой) припоя с основным металлом припой может изменять свои свойства: цвет, пластичность, твердость.

Диффузионное проникновение ме­таллов зависит от режима пайки (температу­ры и времени нагрева).

Существует несколько видов пайки, однако изготовление ювелирных изделий сопровожда­ется только газопламенной пайкой. Пайка ведется газовыми и бензиновыми аппара­тами.

Ювелирная пайка — очень ответственная операция, требующая от ювелира мастерства, знания свойств металлов, умения правильно подобрать припои и флюсы. Каждое рабочее место ювелира должно быть оснащено паяльными аппаратами (газовым или бензиновым).

Пайка газовыми паяльными аппаратами может осуществляться при условии, что каж­дое рабочее место ювелира оборудовано газо­вой (для подачи газа) и воздушной (для по­дачи воздуха под давлением) подводкой. Та­кое оборудование наиболее удобно при паяль­ных работах.

Но иногда применяется и система баллонного снабжения. В этом случае ин­дивидуально, на каждое рабочее место уста­навливают небольшие баллоны. Если баллоны имеют редукционную подачу газа, воздух не подается, но паяльная горелка снабжена воз­душным подсосом.

Паяльные горелки всех ви­дов называют пистолетами.

Газовые пистолеты, работающие с одновременной подачей газа и воздуха, состоят из двух трубок: по трубке большего сечения подается газ, по трубке меньшего сечения — воздух (иногда разница этих трубок внешне не видна); смешивание потоков про­исходит в мундштуке пистолета. Газовые пистолеты без подачи воздуха имеют одну трубку — подачи газа под давлением и от­верстия для подсоса воздуха.

Газовые пистолеты удобны в эксплуатации тем, что при помощи регулировочных кра­нов устанавливается постоянное, нужной длины и напора пламя.

Бензиновый паяльный аппарат состоит из мехов для подачи воздуха, бачка (газообразователя) и пистолета . Меха приводятся в действие нажатием ноги, при этом срабатывает выпускной клапан камеры, и воздух через резиновую трубку подается в бачок. Бачок (металлический) имеет отвер­стие для заливки бензина с герметической пробкой и рабочую пробку, снабженную входной и выходной трубками.

Воздух, посту­пающий из мехов через входную трубку в ба­чок с бензином, повышает в нем давление, в результате чего образовываются пары бен­зина. Под давлением пары бензина поступа­ют через выходную трубку в паяльный пис­толет. Внутри трубки, подающей пары в пис­толете, есть трубка меньшего сечения, кото­рая при выходе смеси из пистолета создает вцентре потока более высокое давление.

Бензиновый паяльный аппарат работает на высококачественном бензине, который за­ливается ниже уровня заливной пробки. При заправке аппарата низкосортным бензином пламя пистолета оставляет сильную копоть, препятствующую пайке.

При хорошей налад­ке аппарата пистолет дает пламя, обеспечивающее выполнение любой пайки иплавку небольших количеств сплава.

Недостаток заключается в том, что при пайке бензиновым аппаратом одна нога ювелира находится впостоянном движении.

Подкладкой (основой) для паяемых изде­лий служат огнеупорные приспособлении. Вид и форма огнеупорной основы зависят от способа пайки. В большинстве случаев при­меняют асбестовый леткал на деревянной ос­нове.

Изготовляется он из 15—20-миллиметровой деревянной плиты, на кото­рую набивается асбестовый картон. Если тол­щина картона меньше 5 мм — его набивают вдва слоя, если от 5 мм и выше — водин слой. Выпускают картон толщиной 3; 3,5; 4; 5; 6; 8 и 10 мм.

Использовать вместо картона асбес­товую бумагу нельзя, так как она независимо от количества слоев вспучивается имомен­тально прогорает.

Во избежание скатывания в перекосов деталей и изделий асбестовая площадка должна быть ровной, без бугров и впадин. Горизонтальные габариты леткала выбирают произвольно, в зависимости от характера ра­боты. Асбестовые края леткала смачивают во­дой и заглаживают во избежание попадания асбеста в опилки драгоценных металлов. Пос­ле того как леткал просушат, им можно пользоваться.

Для пооперационной пайки применяют леткал-вертушку, представляющую собой металлический цоколь, на котором на ложке укреплен вращающийся стол. Форма стола, как правило, круглая, с размерами в пределах 100 мм. Стол имеет бортики 4—5 мм для вкладки огнеупорной площадки. Огне­упорная площадка для вертушки может быть изготовлена из асбестового картона или ас­боцемента.

Для пайки изделий и деталей, которые нельзя установить на ровной площадке или которые необходимо паять в вертикальном положении, применяют леткала с пружин­ными зажимами.

Пружинные зажимы изготовляют из 1,5—2-миллиметровой стальной проволоки, которую парно изгибают зигзагом и вертикально прибивают на леткал с дере­вянной основой.

Стальная проволока образу­ет парные проволочные выступы, между кото­рыми зажимается деталь или изделие.

Если пайка производится в монтировоч­ных массах (застывающие огнеупорные мас­сы), то основой для выкладки массы служат металлические листы.

В качестве вспомогательного инструмента во время пайки используют пинцеты (корцанги) и кисточку. Обычные медицинские пинцеты служат для переноса изделий и де­талей, офлюсовывания их и для удержания ленточного припоя во время пайки.

Зажимны­ми пинцетами зажимают изделия во время пайки и удерживают детали или припой в мо­мент расплавления припоя. Работают они на сжатие, т. е. при нажатии на щечки пинцета они разжимаются, тогда как обычные сжима­ются. Кисточкой осуществляют местное офлюсовывание изделий или деталей, т.е.

нане­сение флюса на место пайки, и наложение на место пайки порции припоя.

Припоями называют легкоплавкие метал­лические сплавы, при помощи которых полу­чают неразъемные соединения. Обычно при­пои классифицируют на мягкие (температу­ра плавления до 450°С) и твердые (свыше 450°С).

Припои, используемые в ювелирной технике, содержат определенное количество дра­гоценных металлов и классифицируются по более высокой температурной шкале. Темпе­ратура плавления ювелирных припоев колеб­лется от 650° до 1000—1100°С.

Припои, темпе­ратура плавления которых намного ниже температуры плавления спаиваемых метал­лов, называют мягкими. Припои, температура плавления которых близка к температуре плавления спаиваемых металлов, называют твердыми. Все остальные припои называют средними.

А так как температуры плавления спаиваемых металлов различны, то и понятие твердости припоев «плавающее», т. е. относи­тельно к определенному сплаву.

Предприятия, производящие ювелирные изделия, используют золотые и серебряные припои, отличающиеся пробой, цветом, тем­пературой плавления. Однако независимо от этого все припои должны обладать хорошей текучестью, пластичностью, прочностью.

Те­кучесть припоя —это его способность (в рас­плавленном виде) затекать в щели и расте­каться по поверхности металла. Пластич­ность — возможность деформации паяного шва. Прочность — способность паяного шва выдерживать удары и нагрузки на разрыв.

От правильного выбора припоя во многом зависит качество будущего изделия и трудо­емкость дальнейшей работы над ним. При выборе припоя учитываются массы спаивае­мых деталей, величина зазора, текучесть, тем­пература плавления и цвет припоя.

Как уже упоминалось, при производстве ювелирных изделий используют золотые и се­ребряные припои.

Золотые припои служат для пайки золо­тых и платиновых изделий. Проба их должна соответствовать пробе изделия, и поэтому су­ществуют припои всех узаконенных проб для золотых ювелирных изделий, изготовляющих­ся при помощи пайки. На каждую из проб предусмотрено несколько припоев, различных по цвету и температуре плавления.

Легкоплавкость, текучесть, разность цве­тов и оттенков золотых припоев достигаются путем введения в их состав серебра, меди, кадмия, цинка, палладия и никеля.

Так, се­ребро, входящее всостав припоя, понижает температуру плавления, повышает текучесть ипластичность и ослабляет цвет его. Медь препятствует легкоплавкости, повышает прочность припоя и придает ему краснова­тые оттенки.

Кадмий понижает температуру плавления ипридает припою зеленоватый оттенок. Цинк понижает температуру плавле­ния, улучшает текучесть иослабляет цвет припоя. Палладий входит всостав золотых припоев белого цвета, повышая температуру плавления припоя иокрашивая его в белый цвет.

Никель, как и палладий, придает припою белый цвет и используется как составной компонент белого золотого припоя. Он повы­шает прочность и температуру плавления припоя.

Цвет золотых припоев делят на желтый ибелый. Желтые припои употребляются для пайки золота различных желтых оттенков и поэтому имеют красноватые, оранжевые, желтые, зеленоватые цвета. Белые припои по цвету напоминают платину иприменяются для пайки изделий из белого золота иплатины. При производстве ювелирных изделий используют припои четырех проб — 750, 583, 500, 375.

В настоящее время ювелирными предприя­тиями применяется около 30 серебряных при­поев. К серебряным припоям не предъявля­ются такие жесткие требования, как к золотым: им не обязательно соответствовать про­бе изделия. Содержание серебра в ювелирных припоях колеблется от 50 до 80%.

Как пра­вило, серебряные припои — трехкомпонентные (Аg—Сu—Zn), но встречаются двухком­понентные (без участия цинка) и четырех­компонентные (с добавкой кадмия или оло­ва). Ювелирные серебряные припои облада­ют высокой пластичностью, прочностью и хо­рошей текучестью.

Температура плавления их 650—810°С.

Для сохранения спаиваемых поверхнос­тей от окисления, растворения окислов окис­лившихся металлов, для очищения поверх­ностей от загрязнений и обеспечения хоро­шей смачиваемости припоем при пайке при­меняют флюсы.

В качестве флюсов для юве­лирной пайки используют приготовленные растворы буры и борной кислоты. Выбор флю­са зависит от степени окисления сплава, под­лежащего пайке.

Чем больше активно окис­ляющихся добавок входит в состав сплава и чем выше их содержание, тем тщательнее нужно относиться к выбору и приготовлению флюса.

Самым универсальным флюсом для пайки золотых изделий служит водный раствор бу­ры с борной кислотой в соотношении 1:1 по объему. Для приготовления флюса 20 г буры и столько же борной кислоты засыпают в 200 мл воды (лучше дистиллированной), раствор кипятят и охлаждают.

Пользоваться этим жидким флюсом очень удобно. Изделия, подготовленные к пайке, смачивают флюсом (окунанием или кисточкой), который благо­даря своему жидкому состоянию легко про­никает в зазоры будущего изделия.

Флюс, приготовленный из буры и борной кислоты, применяют для пайки изделий из золотых сплавов, в которых нет никеля.

В других случаях в качестве флюса при пайке используют насыщенный раствор бу­ры. Насыщенный раствор буры представляет собой жидкую кашицу, степень густоты ко­торой поддерживают доливанием воды. Флюс готовят следующим образом.

В сосуд (бурошницу) с порошкообразной бурой наливают воду, так чтобы она покрыла порошок. Затем бурошницу нагревают до полного растворе­ния буры и охлаждают. Охлаждаясь, раствор кристаллизуется. Кристаллы тщательно пере­тирают плоской ступкой и заливают водой до образования жидкой кашицы.

Этот флюс при­меняется для пайки серебряных, золотых и мельхиоровых изделий.

К золотым изделиям с содержанием нике­ля рекомендуется применять двойное флюсо­вание. Для этого, перед тем как нанести буру на место пайки, изделие следует прокипя­тить в густом растворе борной кислоты. На прокипяченном изделии образуется тонкая плотная пленка, предохраняющая его от окисления. После этого на изделие наносят флюс насыщенного раствора буры — и изделие го­тово к пайке.

Так же как изделия, перед пайкой офлюсовываются и припои.

Пайка изделий производится ювелиром сидя на рабочем месте, при полной готовности паяльного аппарата, флюса, приспособле­ний и инструмента.

Подготовка изделия кпайке заключается вприпасовке (подгонке) деталей друг кдру­гу. Спаиваемые поверхности должны быть параллельно припилены напильником или надфилем и плотно состыкованы.

Стыковка паяемых площадей может быть обеспечена пружинистостью деталей, плотным наложе­нием деталей, притяжкой при помощи вя­зальной проволоки, зажимными пинцетами и т. д. Зазор стыка должен быть плотен на­столько, насколько ему позволяет это шероховатость припиленных площадей.

Если величина зазора будет больше 0,1 или меньше 0,025 мм (соответствует стыку полированных площадей), то прочность спая будет недоста­точной.

Припой для пайки прокатывается до тол­щины 0,2—0,3 мм и нарезается партинками (порциями), а при серийной пайке изделий, не требующей точной дозы, нарезается лен­точками (палочками) специальными ножни­цами. Ширина ленточек 1,0—1,5 мм.

Конкретных требований к дозировке спая нет и быть не может, так как она зависит от ве­личины спаиваемых площадей, величины за­зоров и др. Каждый ювелир определяет до­зировку индивидуально для каждого изделия опытным путем.

Подготовленное изделие офлюсовывают и укладывают или устанавливают на леткал. Затем пламенем горелки изделие нагревают до высыхания флюса и влажной кисточкой наносят партинку на место пайки. Изделие продолжают равномерно нагревать до темпе­ратуры, близкой к температуре плавления припоя.

После этого нагревают место спая припоя не перегревая его до полного растекания. При перегреве мест спая припой может увеличить зазор стыка, излишне оплавить края стыкового соединения, вспузыриться, об­разовав поры, или окислиться так, что при­дется снова заправлять и пропаивать зазор.

При пайке палочкой (ленточкой) изделие прогревают без наложения припоя до темпе­ратуры начала расплавления припоя, затем зажатый в пинцете припой подносят к месту пайки и отсекают (расправляют) на спай не­обходимую дозу.

Применение при пайке газовых и бензино­вых паяльных аппаратов делает эту опера­цию опасной. Приступая к пайке, каждый ювелир обязан знать устройство и схему ра­боты применяемых паяльных аппаратов, а также правила пользованияими.

Пламя заж­женной горелки должно быть направлено только в сторону оборудованного для пайки места, а после окончания работы — сразу погашено. Необходимо помнить, что зона вос­пламенения от направленного под давлени­ем пламени паяльного аппарата — до 50 см.

При замеченной утечке газа работа должна быть немедленно прекращена до устранения неисправности. Начиная работу бензиновым аппаратом, надо убедиться в правильности подключения шлангов к бачку.

Если шланги подключены неправильно — поток огненной жидкости, вырывающийся из горелки, может вызвать тяжелые ожоги и пожар. При засо­рении клапана бачка или горелки подкачку воздуха нужно немедленно прекратить, что­бы избежать взрыва бачка.

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975

Источник: http://jtech.com.ua/article/view/id/536

Ссылка на основную публикацию