Характеристики и применение сусального золота

Сусальное золото – состав и толщина, как производят и технология нанесения на поверхности с видео

Известно, что сусальное золото – это тонкий золотой лист, который предназначен для нанесения позолоты на разные изделия для декоративных целей (часто можно увидеть, как используется сусалка на иконах), украшений предметов интерьера, отдельных деталей. Однако нанесение листа нередко бывает и без участия самого золота. Для имитации роскошного металла могут использовать поталь или другие металлические сплавы.

С древнерусского, слово «сусала» имеет определение – лицо, скула. Это связано с тем, что ранее сусальное золото использовали для покрытия только лицевой части предмета. Материал можно было заметить на иконах, статуях, других раритетах.

Сегодня покрытие сусальным золотом используют для того, чтобы сделать более яркими и богатыми разнообразные детали, украшения, поделки, мебель.

Чтобы изготовить такой лист позолоты, мастер должен расковать кусок металла в тонкую проволоку, а уже после ее раскатать в пластину 2-3 мм с лигатурным весом.

Может варьироваться состав такого материала и зависит от разной специфики производства. Например, в нем, кроме золота, могут быть серебро, медь, палладий, кадмий, цинк, никель. Если же добавлять лигатуру, то есть добавочный металл, то можно добиться разных оттенков и цветов сусальной позолоты. Она может быть желтой, красной, белой, зеленой, оранжевой и бледно-желтой.

Проба

В России этот материал соответствует ГОСТу и должен содержать обязательные компоненты в определенных количествах. Стандартное сусальное покрытие будет всегда 960 пробы.

На предприятии его укладывают в специальные книжки между листами особой бумаги. Книжка материала состоит из 60 квадратных листов, которые весят всего несколько г.

Руками листы трогать не стоит – они могут просто порваться. Состав сусального покрытия:

  • золото – 96%;
  • серебро – 1%;
  • медь – 1%;
  • прочее – 2%.

Немецкая компания по изготовлению сусального покрытия Норис на сегодняшний день входит в рейтинг ведущих производителей. Компания предлагает качественный товар на рынке России, а еще возможность купить золото в интернет-магазине. Рассмотрим самые популярные варианты ниже:

  • Название: чистый палладий Noris.
  • Цена: 2800 рублей.
  • Характеристики: одна книжка содержит 25 листов, размер 80х80 мм.
  • Плюсы: поддается полировке, не подвергается коррозии.
  • Минусы: только для интерьерного золочения.

Если Вы решили декорировать поверхность в интерьере, сделать ее более яркой и привлекательной, как нельзя лучше подойдет сусальное покрытие Noris «Цветовая карта»:

  • Название: сусальное покрытие Noris «Цветовая карта».
  • Цена: 2200 р.
  • Характеристики: покрытие прикреплено к папиросной бумаге; ширина выбирается заказчиком от 3 мм до 110 мм.
  • Плюсы: используется для обработки однотипных длинных поверхностей.
  • Минусы: цветовую карту можно приобрести, только если заказать.

Ровная поверхность хорошо поддается обработке при помощи золотых пластин. А что делать, если предмет не имеет ровных линий и с трудом поддается таким манипуляциям? Выход из положения – золотая пудра:

  • Название: золотая пудра Noris.
  • Цена: 12600 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 2 г; мелкодисперсный порошок пробы 960; продается в банках по 2 или 10 г.
  • Плюсы: отлично подходит для нанесения на неровные поверхности, из него хорошо готовить золотой лак.
  • Минусы: лучше применять только для небольших предметов.

Сусальное золото Русский стандарт

Классическая сусальная позолота, которая имеет ряд своих преимуществ. Например, материал марки Норис «Русский стандарт» ни в коем случае не стирается, не тускнеет и не окисляется.

Оно пластично и не теряет своих свойств годами. Если происходит позолота сусальным золотом ровной поверхности, то одной книжечки хватит на 0,5 метра предмета.

Что касается лепнины – рекомендуется рассчитать коэффициент сложности работы. Ниже приведено описание материалов:

  • Название: сусальное покрытие от марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 19300 р.
  • Характеристики: 60 листов 91,5х91,5 мм; 4 г, 23 карат.
  • Плюсы: прочный декоративный материал.
  • Минусы: товар можно приобрести только под заказ.

Еще один неплохой материал от торговой марки Норис «Русский Стандарт», отличается качеством и удивительно высокой прочностью. Из минусов – подходит только для ровных поверхностей:

  • Название: сусальный материал марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 9550 р.
  • Характеристики: 23 г, 2 карат.
  • Плюсы: надежный поталь, который рекомендуется использовать для помещений храмов или декорирования икон.
  • Минусы: тонкий материал, легко можно испортить.

Не менее популярной является трансферная позолота «Русский Стандарт», основное назначение которой – покрытие ровных поверхностей. Для неровных она категорически не подходит:

  • Название: трансферная позолота «Русский стандарт».
  • Цена: 3400 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 25 листов толщиной по 1,25 мм.
  • Плюсы: подходит для больших ровных поверхностей: потолков, стен; можно разрезать ножницами.
  • Минусы: не подходит для маленьких или неровных предметов.

ТМ Раритетъ, в отличие от предыдущих вариантов, хорошо подходит для работ с росписью, а также декорирования мелких деталей, предметов интерьера. Рассмотрим три варианта, которые предлагает производитель:

  • Название: золото творение от марки Раритетъ.
  • Цена: 1 г – 5100 р.
  • Характеристики: золотой металлический порошок, подходит для росписи икон и картин.
  • Плюсы: ложится штрихами на картине.
  • Минусы: только для мелких работ или росписи книг, картин, икон.

Хорошим вариантом для работ является цветная сусальная позолота. Найти ее сложнее, чем простую, стоимость материала тоже немаленькая:

  • Название: сусальная позолота цветная от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании производителя.
  • Характеристики: отражающий эффект создает невероятный блеск, предназначено для внешних и внутренних работ.
  • Плюсы: стойкое к атмосферным явлениям и погодным условиям.
  • Минусы: золото можно купить только под заказ

Если нужно покрыть большую поверхность, лучшим вариантом будет трансферная позолота, выгодная стоимость которой делает возможным декорирование объемных предметов:

  • Название: трансферная позолота от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании-производителя.
  • Характеристики: с трансферным золотом работать намного легче – оно подойдет даже для новичков в деле обработки и декорирования.
  • Плюсы: подходит как для больших объемов работы, так и для маленьких.
  • Минусы: больше подходит для ровной поверхности.

Сусальное золото Black Schmidt

Компания Black Schmidt начала свое производство материала в 2013 году. Производитель придерживается высоких стандартов в технологии изготовления золота и предоставляет широкий выбор товара, который можно использовать для масштабных объектов и маленьких предметов:

  • Название: покрытие для внутренних работ.
  • Цена: за 1,10 г – 6000 р.
  • Характеристики: подходит для обработки больших и малых декоративных работ.
  • Плюсы: можно использовать для оформления внутренних помещений храма, обработки куполов.
  • Минусы: нет.

Подобрать хорошее покрытие для внешних работ не так уж просто, но Black Schmidt предлагает и тут отличный вариант. Золото для внешних работ этой ТМ отличается высоким качеством и прочностью:

  • Название: золото для внешних работ.
  • Цена: от 6000 р.
  • Характеристики: вес от 1,80 до 4 грамм, можно заказать цветной вариант в таких оттенках: лунный, белый, красный, зеленый.
  • Плюсы: хорошо ложится на поверхность, устойчивое к природным условиям.
  • Минусы: рекомендуется использовать только специалистам, а новичкам для работы желательно применять другое сусальное покрытие.

Как выбрать сусальное золото

У разных производителей сусальное золочение особо не отличается, но некоторые виды материала подходят больше для внешних работ (оформления наружных помещений), а другие для оформления интерьеров, деталей, мебели.

Рекомендуется не заниматься отделкой поверхностей с помощью сусального покрытия, если вы не проходили обучения. Техника нанесения должна быть четкой и правильной, чтобы результат мог порадовать.

Вот некоторые рекомендации:

  • Если стоит вопрос покрытия сусальным материалом мелких и неровных поверхностей, то желательно присмотреться к марке Норис. Эта компания предлагает золотой порошок. С помощью распылителя порошок покрывает все складочки и мелкие части поверхности.
  • Для оформления масштабных работ, покраски куполов храма лучше приобрести сусальную позолоту Раритетъ. Она устойчива к погодным изменениям, разным повреждениям. Материал невероятно надежный и прочный, а использовать его легко. К тому же, марка предлагает акции и выгодные условия для заказчика, который приобретает продукцию оптом или в большом количестве.
  • Сусалка Русского стандарта отличается особой популярностью и востребованностью. Марка предоставляет огромный выбор материала. Вы сможете заказать не только позолоту, но и серебро, палладий. Сусалка будет отличным вариантом поталя. Ей можно окрашивать рамки икон, которые сделаны из дерева, или оформлять картины. При покупке метра материала или рулона, компания обязательно предоставит скидку.

Видео: золочение сусальным золотом

Источник: https://sovets.net/11955-susalnoe-zoloto.html

Ответы@Mail.Ru: Что такое сусальное золото? Применение сусального золота?

Сусальное золото (от слова “сусаль” – “лицо”, лицевая сторона, поверхность) – это тонкие листы чистого золота, которыми покрывают поверхность. Сусальное золото изготавливают из золота, золота накладного по серебру (так называемый “двойник”), сплава меди с цинком и другими металлами, в сусальное золото могут добавлять серебро и алюминий.

Сусальным может называться не только золото, но и тонкие листы серебра, меди, бронзы, алюминия и др, Чистое золото имеет желтый цвет. Красноватый оттенок ему придаст добавление меди. Серебро, сплавляемое с золотом в разных соотношениях, придаст ему белый, желтый и даже зеленоватый оттенок. Сплав из 9% серебра и 32.5% меди придаст золоту оранжевый цвет.

Сплавляемый с золотом металл называется лигатурным. Кроме меди и серебра, применяют другие лигатуры: кадмий для зеленоватого оттенка, цинк – для белого, никель – для бледно-желтого. Так называемое “белое золото” содержит серебро и палладий. Сегодня сусальное золото производится в богатой цветовой гамме.

Оно может быть: белым, зеленым, лимонным, желтым, оранжевым, красным и – чистым (то есть без примесей) . Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота различных размеров (72×120 мм, 91.5х91.5 мм, 8х8 см и др. размеры) . Толщина золотых листов варьируется от 0.13 до 0.67 микрона.

Вес книжки (лигатурный вес) , в зависимости от толщины листов, также колеблется от 1.25 до 6 г. Книжки весом более 2.5 г применяются для отделки только внешних (наружных) поверхностей, более тонкие листы применяют для золочения изделий и внутреннего декора. Сегодня сусальное золото можно купить в любом магазине для художников, либо выписать в интернет-магазине (к примеру, samodelkino.

ru, онлайн-магазин Передвижник и др.) . Сусальное золото бывает свободное и трансферное. В случае свободного сусального золота, лист вынимается ножом позолотчика, на подушке вырезают фигуру нужной формы и размера. Далее лист переносится с помощью лампемзели на обработанную поверхность. Для работы со свободным сусальным золотом требуется некоторое мастерство.

Если же листы трансферные, то это значит, что каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Тогда лист вынимается и переносится вместе с бумагой, и после того, как золото приклеится, шелковую бумагу можно удалить, то есть с таким золотом работать проще, и оно переносится, как наклейка.

Существует также сусальное золото в рулонах, его также причисляют к трансферному, так как оно выпускается на прокладке. Имитация сусального золота Поскольку в прошлом золотые или позолоченные изделия имели немногие из-за их высокой стоимости, производители нашли сусальному золоту более дешевые заменители. Теперь, наряду с настоящим сусальным золотом, используют и его имитаторы – потали.

Но нужно учитывать, что если сусальное золото применяют как для наружной, так и для внутренней отделки деревянных и металлических поверхностей, то поталь используют только для внутренней отделки с обязательным нанесением защитного слоя, предохраняющего ее от потемнения. Нужно помнить, что, чем чище золото, чем больше в нем количество каратов, тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность. В России сусальное золото изготавливалось как одиночными мастерами-сусальщиками, так и на небольших фабриках. Наиболее крупным центром производства сусального золота, серебра и двойника (с одной стороны – золото, с другой – серебро) издавна было Пошехонье в Ярославской губернии.

Как делают настоящее сусальное золото? Берут кусок золота и расплющивают на наковальне молотком, затем эту ленту нарезают на пластинки, которые после многочасовой ручной ковки с помощью молотов разного веса расплющивают в тонкую пленку в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса.

Читайте также:  Пoчemy нa cвaдьбy нeльзя oдeвaть жemчyг?

Чтобы золотая пластина не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» – раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы, а вместо молотобойцев – станки с компьютерным управлением.

Толщина золотых листков зависит не только от умения мастера, но и условий его будущего применения. В продажу они поступают одного размера – 9,5 на 9,5 см, но разной толщины – в зависимости от так называемого лигатурного веса сусального золота. Для изготовления 1500 листов сусального золота требуется около 100 г сплава.

Тонкое золото (1-2 г) применяется для внутренних работ – золочения рам, киотов и проч. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

фольга золотая долбят кусок золота между пластинами кожи (золотобойники так кажется называются) , золото сверхэластичное и получается микронная фольга.

Она опять же за счёт сверх эластичности притягивается к поверхности на которую лепится (молекулярное притяжение) и разглаживается мягкой кистью. Позолота такая получается механическая.

Используют везде где нужен эффект золота недорого. Ну и для декоративных целей всяких

Сусальное золото в книжках «Русский стандарт» от производителя. 23 карата, 91,5*91,5 (мм) 60 листов. вес: 1,25 г., 1,4 г., 2,5 г. ,4 г. Сайт: http://s.ev123.com/vip_aminlee.

html Контакты: (whatsapp、viber、wechat):+8618678808931 Email:[email protected]<\p>

Сусальное золото – это сульфид олова SnS2 . Ничего драгоценного в нём нет. Издревле применялось для покраски куполов. Кто не верит.

читайте учебники по неорганической химии.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/15868803

Сусальное золото виды, производство и применение

Сусальное золото это необычайно тонкие листочки золота, толщина которых составляет от 0,1 до 0,25 микрон. Они настолько тонки, что способны пропускать свет. Как правило, сусальное золото имеет 960 пробу. Это обусловлено как традициями, так и техническими условиями.

Сусальное золото обладает красивым цветом, хорошей тепло- и электропроводимостью. Его цветовая гамма может быть различной. Красноватый оттенок ему придает добавление меди, а сплавление с серебром в разных пропорциях, придает белый, желтый или зеленоватый оттенок.

Название “сусальное золото” произошло от древнего славянского слова “сусаль” – лицо или лицевая сторона. Его хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены листочки золота. Размер листочков – 80 х 80, но могут быть и другие. Трогать их пальцами нельзя, они могут порваться. Для работы с сусальным золотом требуется определенное мастерство и специальный инструмент.

История сусального золота

Самое древнее упоминание о сусальном золоте относится к 2300 году до Рождества Христова – еще египетские мастера украшали им свои произведения. Другое упоминание о нем относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая.

История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет. Первое упоминание о сусальном золоте в России появляется в XV веке.

Тончайшие листы золота применялись для золочения церковных куполов и элементов интерьера домов аристократии.

В России изготовлением сусального золота занимались, как мастера-сусальщики в индивидуальном порядке, так и на фабриках. Наибольшей популярностью пользовалась фабрика в Пошехонье, что в Ярославской губернии, это был крупнейший центр производства сусального золота.

Мастера – сусальщики брали себе учеников – мальчишек 10 – 12 лет и постепенно обучали их премудростям сусального дела. Со временем они становились подмастерьями и, какое – то время, продолжали работать вместе со своим учителем.

Впоследствии часть подмастерьев уходили на вольные хлеба и сами становились мастерами-сусальщиками. А часть из них оставались со своим учителем до самой смерти последнего, становясь членом его семьи.

После смерти старого сусальщика подмастерье становился мастером, получая в наследство все принадлежности для работы.

Виды сусального золота

В мировой практике принято делать сусальное золото по двум стандартам, а именно: по «Русскому стандарту» (РС) и «Европейскому стандарту» (ЕС).

Сусальное золото «Русский стандарт» (РС) имеет следующие характеристики: – размер листа – 91,5 на 91,5 мм; – количество листов в книге – 60 штук, разделённых папиросной бумагой; – пять книг составляют упаковку, содержащую 300 листов;

– вес книги – от 1,0 грамма до 5,6 грамм.

Книжки сусального золота «Русский стандарт» изготовлены с учетом требований ГОСТ 6902-75 «Золото и серебро сусальное. Технические условия», в соответствии с которыми в книжке должно быть 60 листов размером 91,5*91,5 мм, 960 пробы.

Сусальное золото «Европейский стандарт» изготовлено с учетом требований к его производству, применяемых в Европе. На всей территории Европейского союза действует следующий единый стандарт книжек сусального золота: книжка содержит 25 листов, размером 80*80 мм. При этом каратность (проба) книжки может быть любая.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, поэтому позолотчик манипулирует им с помощью специального ножа и беличьей кисточки.

Трансферное золото приклеивается к листочку белой шелковой бумаги, с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

Сусальное золото также разделяется на следующие виды: – в книжках (стопки золота, разделенные листами бумаги, похожи на маленькие книжки); – в рулонах; – в пудре; – твореное золото; – в хлопьях;

– пищевое сусальное золото.

ПРОИЗВОДСТВО СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА

Первым этапом изготовления сусального золота является отливка бруска с размерами 200 мм*50 мм* 10 мм.

На втором этапе отлитый брусок разогревается в печи и затем раскатывается в 30-метровую ленту толщиной в несколько микрон. Далее лента нарезается на квадраты и каждый вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, которая содержит от 100 до 300 квадратов.

Затем полученная стопка листов помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрометров. Из лепёшки вырезается квадрат и вкладывается в книжку. Технология получения готового сусального золота содержит от 20 до 30 операций.

Каждая технологическая операция содержит свои тонкости и секреты, влияющие на его качество.

Наиболее трудоёмкой и технически сложной операцией является отбивка (расплющивание) стопки квадратов. Удары молотом нужно наносить с определённой силой и в определённой последовательности по краям и по центру стопки, для того чтобы золото расплющилось строго равномерно без выбитых участков и без утолщений. От этого напрямую зависит качество сусального золота.

В настоящее время в мире существует три способа отбивания золота. Первый, исторический, предполагает отбивку золота вручную. Специально обученный молотобоец бьёт по стопке молотом, рассчитывая на ловкость и глазомер.

При этом способе изготовления невозможно отбить золото равномерно и получить книжки одинакового веса.

При втором способе стопка помещается под автоматический молот, который, хоть и наносит удары одинаковой силы, но стопку передвигает под молотом человек.

Третий способ — стопку под автоматическим молотом передвигает робот в соответствии с программой. Поэтому наиболее качественное сусальное золото производится с помощью промышленных роботов в Германии и Италии.

Чтобы стопка не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» – раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы.

Полностью расплющенное золото обрезается по заданному формату и укладывается в книжки. Для изготовления одного килограмма сусального золота, требуется переплавить больше 2 кг золота. Выход продукта в чистом виде составляет всего 45%.

Сейчас в России сусальное золото производит Московский завод цветных сплавов, кроме того, используется импортное золото — немецкое, итальянское. Позолотчики, однако, в один голос утверждают, что наше лучше.

Основным преимуществом сусального золота является его пластичность. Мастер по позолоте высоко ценит данное свойство, в первую очередь за экономичный расход и за удобство работы. Другими преимуществами его являются: – придает необыкновенный внешний вид; – не окисляется; – не тускнеет; – стойко к истиранию;

– не теряет своих свойств с годами.

Применение сусального золота

Еще в далекие древние времена сусальное золото широко применяли архитекторы и дизайнеры. В настоящее время область его применения значительно расширилась. Сегодня им не только украшают интерьеры, но и используют в косметологии и даже в кулинарии.

Применение сусального золота в декоре является наиболее практичным способом позолоты. При помощи золотых листиков придают неподражаемое свечение статуям, куполам церквей, различным архитектурным сооружениям.

Тонкое сусальное золото применяется в основном для внутренних работ в помещениях. Для золочения церковных куполов, скульптуры и элементов внешнего декора используется более толстое, так называемое «пятиграммовое».

Главные косметические достоинства сусального золота: – стимулирует обновление тканей кожи; – препятствует процессам старения кожи; – разлагает остаточные токсины тяжелых металлов в слоях кожи;

– укрепляет иммунитет кожи.

В результате применения золотой маски разглаживаются мимические и возрастные морщины, осветляются пигментные пятна. Наблюдается ярко выраженный лифтинг-эффект, глубокое увлажнение кожи, видимое ее омоложение и общее оздоровление.

Чистое сусальное золото биологически инертно, неспособно образовать режущих комков, поэтому его все более широко употребляют в кулинарии. Оно никак не влияет на вкус и аромат деликатесов, зато существенно увеличивает их стоимость.

Употреблять его в пищу совершенно безопасно, оно не вызывает аллергии и не нарушает работу внутренних органов. Более того, считается, что употребление золота в пищу может быть полезным – это улучшает кровообращение, работу сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем.

Однако современные врачи не склонны приписывать ему какие-то чудодейственные свойства.

Во многих странах можно встретить необычные блюда и напитки с использованием сусального золота. В Японии бизнесмены любят побаловать себя необычным и изысканным вкусом золотого кофе. Во Франции мельчайшие золотые частички добавляют в шампанское, что создает эффект сияющих звезд в бокале.

В Европе золото добавляют в алкогольные напитки: итало-швейцарский «Гольдшлегер» представляет собой коричный шнапс с сусальными хлопьями. Однако больше всего золота съедается в Индии – около 12 тонн в год. Помимо того, что дорогие индийские сладости обертываются тончайшими золотыми листами, золото также добавляют в сам шоколад, создавая необычный и яркий вкус.

В наше время мода на украшение еды сусальным золотом дошла и до России.

Из-за хорошей электропроводности золота в сочетании с очень высокой коррозионной стойкостью его иногда используют в электротехнике для золочения деталей приборов. Например, иногда покрывают сусальным золотом детали магнетронов СВЧ-печей, что позволяет увеличить срок их службы.

Использование материала страницы допустимо только с письменного разрешения автора с обязательной прямой ссылкой на сайт mir-fin.ru.

Источник: http://mir-fin.ru/susalnoe_zoloto.html

Золото сусальное

ПодробностиКатегория: ЗПросмотров: 2964

ЗОЛОТО СУСАЛЬНОЕ, сусаль, тонкие пленки золотистого цвета, применяемые для золочения поверхности различных предметов как неметаллических, так, реже, и металлических.

На производство золота сусального идут различные материалы.

Сюда относятся: 1) настоящее золото, либо чистое (червонное) либо содержащее около 1,2 % серебра или меди, смотря по оттенку цвета, который желают придать металлическим листкам; такие листки называются листовым золотом и настоящей золотой фольгою; толщина их бывает до 3 мкм и при золотобойном способе производства золота сусального уже не м. б.

уменьшена; 2) золото накладное по серебру, получаемое совместной прокаткой золотой и серебряной пластинок; золото сусальное этого рода получается с одной стороны золотистое а с другой – серебряно-белое; 3) золото накладное по меди, т. н.

тальма-золото; толщина золотой пленки достигает 1 мкм; 4) латунь, томпак и другие медные сплавы, разбиваемые в тонкие листки желто- или красно-золотистого цвета и носящие название поталь; 5) серебро, олово, различные белые сплавы, обрабатываемые также, как золото, и после закрепления на поверхности предмета покрываемые прозрачным желтым лаком; 6) двусернистое олово SnS2, имеющее вид золотисто-желтых пластинок; применяется гл. обр. в виде золотой краски для золочения дешевых предметов.

Читайте также:  Жemчyг - ювeлиpный kameнь из pakoвин moллюckoв

Свойства. Свойства сусального золота даже в том случае, когда материалом для него было настоящее золото, представляют некоторые особенности, которые должны быть учитываемы при применении его. Листовое золото при толщине 0,1 мкм обладает в отраженном свете характерным металлическим блеском, но в проходящем свете просвечивает и имеет синевато-зеленый цвет.

При нагревании листок сусального золота расширяется, но около 300°С наступает остановка этого процесса, а при более высоких температурах происходит сжатие. Как показало исследование Дж. Ч. Чепмана и Г. Л.

Портера, температура остановки процесса расширения и перехода его в процесс сжатия не зависит от степени растяжения листка (нагрузки изменялись от 0,0066 до 0,0267 г на см ширины листка). Фарадей, а затем и Тернер наблюдали, что при 550°С золотой листок становится серым, просвечивающим, но этого явления не происходит, если золото имеет прочную связь с какой-либо твердой поверхностью.

Микроскопическим исследованием выяснена причина просвечивания – образование в золотом слое многочисленных щелевидных разрывов. Отсюда следует, что при применении золота сусального температура не д. б. поднимаема выше критической (340°С).

Сокращение линейных размеров золотого листка при нагревании Чепман и Портер объясняют наступающим при 340°С перевесом поверхностного натяжения, всегда стремящимся стянуть листок, над его жесткостью; хотя обе противодействующие силы убывают с повышением температуры, но убывание жесткости происходит быстрее.

Шотти и Таман связывают стягивание золотого листка с перекристаллизацией, ведущей к разрастанию больших кристаллитов за счет меньших. Уже при 100°С, как установил Креднер, наблюдается изменение электропроводности в золотых проволочках, указывающее на изменение структуры их, а разрастание кристаллитов при 400°С доказано микроскопически. Г. Фрейдлих отмечает также скругляющую ребра и углы кристаллитов силу поверхностного натяжения.

Производство золота сусального (т. н. золотобитие) основывается на хорошем развитии в кристаллитах золота плоскостей скольжения.

Производя посредством ряда ударов сдвиг ламелей первоначальных кристаллитов по их плоскостям скольжения, можно распространить их на большую площадь, подобно тому как, сдвигая колоду карт, можно покрыть ими большое пространство.

Золото (или соответственный сплав) отливают в виде палочки, затем ее прокатывают между небольшими валами в полосы в 2,5 см шириной. Эту полосу разрезают на куски длиною около 15 см, которые соединяют в пачки и прокатывают до толщины листа бумаги.

Затем пластинки разрезают на куски в 6,5 см2 и кладут каждый между квадратными листами пергамента («варгамента») со стороною 7,6 см.

Такую форму (в 150 листов) связывают и отбивают на поверхности гранита гладким, слегка выпуклым молотком весом в 2—6 кг до тех пор, пока золотые листы не распространятся на всю площадь пергамента; на это обычно требуется около 20 мин. Затем следуют отжиг листов и расковка их между квадратными листами пергамента со стороною около 10 см.

После этого каждый листок разрезают на 4 части, которые кладут между двумя листами главной формы, состоящей из т.н. плевки; в целой форме находится 600 золотых листков. Главная форма подвергается проковке, пока золотой листок не получит вид квадрата со стороною 7,6 см. Работа продолжается часов 5 сряду, но с перерывами через каждые 10—15 мин.

для остывания стопки, обычно сильно нагревающейся. После проковки листков (когда они начинают показываться из плевки) их разрезают на 4 части и вновь подвергают проковке. После этого производят разрезывание золотых листков на сухой замшевой подушке, натертой мелом; для разрезывания применяют тупой, очень гладкий и тонкий стальной нож.

Разрезанные листки укладывают в тетрадки из тонкой бумаги, обыкновенно по 25 листков в тетрадке. Вышеуказанную золотобивную плевку выделывают из оболочки слепой кишки рогатого скота; из одной кишки выходит только 2,5 плевки.

Кишку вымачивают и очищают, затем от нее отделяют внутреннюю пленку, которую склеивают вдвое вишневым клеем, просушивают в растянутом виде, отчищают затем мелом и резаком, намазывают составом из осетрового и вишневого клея с белым виноградным вином и затем отделывают белком. Наилучшими считаются английские плевки. По довоенным ценам стопка в 1200 плёвок стоила 200 руб. При проковке плевки приобретают хрупкость; с этим борются, смачивая их уксусом, но так, чтобы они не сделались сырыми. Золотобитие в последней стадии требует большой равномерности в распределении ударов, постепенного перехода к более легким молоткам и некоторых специальных механических приемов. Однако и при ловкости выход хороших золотых листков составляет только 50%, тогда как остальные приходится переплавлять или растирать в золотой порошок.

Наиболее тонкие однородные пленки золота (а также никеля) м. б. получены толщиной от 0,04 до 0,01 мкм; при толщине 0,04 мкм они могут иметь диаметр до 6 см, при толщине 0,02 мкм – до 2 см.

Как показывает микроскопическое исследование, эти пленки очень однородны и обладают совершенно гладкой стекловидной поверхностью без пор; исследования в поляризованном свете подтверждают отсутствие в них неоднородностей.

Такие пленки в 0,01 мкм содержат, по подсчету, не более 30 молекул на толщину пленки (Лутбридж получал в 1877 году пленки до 0,002 мкм, но неоднородные).

Пленки эти прозрачны для всех лучей видимого спектра, но менее прозрачны для лучей ультрафиолетовых; максимум поглощения лежит в зеленой части спектра и с возрастанием толщины смещается к красному концу его. Проницаемость золотых пленок характеризуется данными приводимой далее таблицы.

Соответственно меняется и спектр отражения: красноватый на отражении пленки при толщине 0,01 мкм переходит в желтовато-зеленый при толщине 0,04 мкм. Самые тонкие пленки очень хрупки и нежны, но при несколько большей толщине, вследствие своей однородности, способны выдерживать некоторое давление. Получение тонких пленок золота сусального разработано К. Мюллером.

Процесс состоит в электролитическом нанесении на медную пластинку слоя золота, прикрываемого затем тонким (10 мкм) защитным слоем электролитически же наносимой меди. После утонения этой металлической системы обычными приемами защитные медные пленки удаляют растворением, и золотая пленка освобождается. Подобным же приемом получают пленки из никеля, платины и железа.

Соединяя в себе прозрачность, достаточную прочность и упругость с электропроводностью, такие пленки могут получить важные применения. Наконец, следует еще отметить однородные и не содержащие пор пленки, изготовляемые по способу Руппа (1928 г.) катодным осаждением металла на поверхность каменной соли, после чего соль растворяется; толщина таких пленок 0,006 мкм.

Применение. 3олото сусальное применяется в переплетном деле (тисненые золотые надписи и орнаменты, золотые обрезы книг), в футлярном (тисненые надписи по ткани, коже, бумаге и картону), в пряничном («сусальные пряники») и для золочения различных предметов. Неметаллические поверхности золотят либо масляною позолотою либо водяною.

В первом случае поверхность, совершенно выравненную, кроют льняною олифою с отмученной охрой – для золота и со свинцовыми белилами – для серебра. На несколько подсохшую поверхность олифы накладывают золото сусальное. Масляное золочение полировки не допускает. Для водяной позолоты предмет пропитывают жидким животным клеем, а затем поверхность его левкасят, т. е.

покрывают 7—8 слоями жидкого животного клея с отмученным гипсом или мелом, причем каждое покрытие должно вполне засохнуть, прежде чем будет нанесено следующее. Левкасный грунт шлифуют сухою пемзою и затем влажною кистью и, наконец, хвощом. После этого на грунт наносят т. н. полимент – смесь мелко истертого болюса, графита, клея и воска.

На полимент накладывают золото сусальное, которое после совершенного высыхания полимента отполировывают кровавиком или агатом (зубок). Готовые места кроют очень жидкой клеевой водой, иногда с прибавкой драконовой крови, если желают придать позолоте красноватый оттенок. Водяное золочение гораздо труднее и сложнее, чем масляное, а самая позолота менее прочна.

Золочение металлов, гл. обр. стали, производят посредством легкого травления золотимых мест азотною кислотою; после этого предмет нагревают до воронения и на него накладывают и нажимают листок золота сусального. Этот процесс повторяют 3—4 раза. После этого позолоченные места полируют стальным полировальником.

Для лучшего укрепления золота золотимые места процарапывают острым инструментом, но тогда, для того чтобы скрыть царапины, требуется большее число слоев золота.

 Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 – 1929 г.

Источник: https://azbukametalla.ru/entsiklopediya/z/zoloto-susalnoe.html

Сусальное золото

Что же такое сусальное золото? Давайте разберемся подробнее в этом вопросе. Так, сусальное золото – это тонкие золотые листы, которые идут на золочение ювелирных украшений, изделий. Толщина таких листов достигает доли микрон.

Сусальное золото можно встретить из чистого золота или из различных сплавов: золота и серебра, золота и меди. К примеру, если золото положено на серебро, то его называют «двойником», а если на медь, то «тальма».

Но случается и такое, что имитация золота создается без его непосредственного участия – применяют сплавы иных химических соединений и металлов. В этом случае для того, чтобы пленка металла выглядела естественно, похожа на позолоту, ее покрывают желтым лаком.

Если говорить о происхождении понятия «сусальное золото», то единого мнения по этому вопросу нет. Как вариант, это определение связано со словом «сусало», что в переводе с древнерусского означает скулы, лицо. Дело в том, что сусальным золотом покрывали лицевую сторону изделий. Ранее данный термин касался всех материалов, которые пригодны для покрытия золотом или его имитацией. 

Происхождение

Китай познакомил нас не только с порохом, бумагой, фарфором и фейерверком, но и с уникальной технологией, получившей на Руси название сусальное золото. В районе Лон Тан, одной из китайских провинций уже 1700 лет идет производство тончайших золотых листов.

Россия может похвастаться изготовлением сусального золота, как на фабриках, так и мастерами-сусальщиками в индивидуальном порядке. Наибольшей популярностью пользовалась фабрика в Пошехонье, что в Ярославской губернии, это был крупнейший центр производства сусального золота.

Даже сохранилось до наших дней «Изложение», написанное братьями А. и И.Князевыми, где подробно описывается технология изготовления сусального серебра и золота. Можно найти и другие подробные рассказы о специфике изготовления и своеобразном колорите этого промысла.

Обучение сусальному ремеслу начиналось еще с детства: 13-летние мальчики брались на обучение к хозяевам, жили у них порядка 4 лет, и лишь затем начинали работать за жалование.

В вышеуказанном жалованье подчеркивается, что все мастера-сусальщики обладают разными способностями, в чем нет ничего удивительного. В «Изложении» приведены примеры большего расхода материала с худшим результатом.

Так какова же технология изготовления сусального золота?

Сусальное золото (от др.-русск. сусанъ; возм., из сушаль, от “сухой” либо от сусало – “лицо”) — золотая фольга, слегка просвечивающая синевато-зеленым тоном. Для изготовления идет исключительно чистое золото, фактически без примесей, поэтому про сплав золота и серебра в данном случае говорить неуместно.

С течением времени производственным процесс несколько видоизменился, но не стал менее сложным – изготовление сусального золота по-прежнему требует определенной сноровки и опыта от мастера-золотобойца. В упрощенном виде механика производства тончайших листов следующая.

Мастер-золотобоец расковывает на наковальне кусок золота в проволоку, затем эту тонкую ленту раскатывают в пластину толщиной 2-3 мм. Пластину нарезают на квадраты, которые складывают в книжку, или «золотник», обязательно при этом перемежая с листами папиросной бумаги.

В свою очередь, стопка квадратов вкладывается в специальную оправку, сделанную из кишок (ранее использовалась плева с говяжьей печени,) и мастер бьет специальным молотком по золотнику,  от 2-ух до 10-ти тысяч (в зависимости от дальнейшего использования сусали) – именно такое количество нужно, чтобы золото стало толщиной с паутину, т.е. тысячную долю миллиметра.

Толщина же золотых листков может быть разной не только в зависимости от умения мастера, но и условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота.

Читайте также:  Разновидности и применение якорного плетения золотых цепочек

Технология золочения

Технология сусального покрытия проистекает не только из практичности этого производства (одно дело отлить статую из золота и другое дело покрыть ее слоем сусали, лигатурный вес который не более 5 грамм), просто золото такой толщины прилипает к любой гладкой поверхности на молекулярном уровне. 

Именно благодаря необыкновенному свойству, золото твердо держит позиции, как способ создания роскошных предметов интерьера и масштабных проектов, вроде фонтанов, купалов и статуй.

Золото обладает химической инертностью, поэтому иногда его используют в весьма экзотических целях, например для декорирования различных пищевых продуктов.

В Индии в него заворачивают дорогие сладости, в Японии можно заказать «позолоченный» кофе, а в некоторых европейских странах – продегустировать алкогольный напиток (шнапс) с сусальными хлопьями.

Легендарная украинская водка «Золото Полуботка» также содержит микрочастицы 23-х каратного золота (956 проба).

Где еще используют золото 999 пробы можно узнать в нашей статье “Золото 999 пробы – для чего оно используется”.

Позолота сусальным золотом

Если не брать во внимание нюансы, касающиеся физиков и химиков, то сусальное золото характеризуется как металл с красивым цветом, обладающий хорошей тепло- и электропроводимостью.

Вообще, химические характеристики золота весьма интересны: оно не вступает в реакцию с солями, щелочами, кислотами, не подвергается окислению на воздухе, но неустойчиво к азотной и соляной кислоте, ртути и соединениям брома, хлора, циана.

Найти золото в чистом виде крайне сложно, причиной тому является его невысокая прочность, поэтому зачастую золото используется лишь в виде сплавов.

Кстати, интересный факт: одного грамма золота оказывается достаточно, чтобы получить проволоку, длина которой будет составлять 2,5 километра, также можно получить тонкую фольгу толщиной 0,00001 мм и покрыть 18 квадратных метров.

Современные технологии производства сусуального золота

На сегодняшний день современные технологии позволяют получать листы золота значительно тоньше, нежели это было раньше. А компьютерная техника упрощает этот процесс в разы.

Технология получения тончайших листков заключается в следующем: кусок золота кладут в специальную печь, разогретую до определенной температуры, затем вальцуют в прокатном стане. После этого получается тонкая золотая лента длиной в 50 метров, ее режут квадратиками и складывают стопкой. Квадратики располагают на гранитной плите и начинают их бить гладким молотком.

Продолжается это до тех пор, пока толщина этих квадратов не станет в 4 раза меньше, а размеры квадратов – в два раза. На все это уходит примерно 20 минут, после чего полученные квадратики режутся на 4 части, толщину новых квадратиков можно сравнить с толщиной бумаги.

На этом процесс изготовления золота не прекращается, листки золота опять складывают в стопку, между листками кладется внутренняя оболочка из толстых бычьих кишок. Эту стопку золота зажимают прессом и просушивают на плите, при этом опять стучат молотком на гранитном камне.

Весь этот процесс занимает немалых 5 часов, давая лишь время остыть золоту порядка 15 минут. То золото, которое выступило за пределы стопки, снова запускают в производство, таким образом, процесс повторяется снова и снова, как и обновление информации на сайте ЦБРФ, где транслируются котировки золота онлайн.

Не стоит забывать, что листки золота брать руками просто невозможно за счет их высокой температуры, поэтому мастеру приходится использовать специальную кисточку, перекладывать ею тончайшие листки, раздувать их особенным образом. В итоге получаются ровные тонкие листки драгоценного металла. После завершения процесса изготовления золота, его обрезают нужной формы и раскладывают в виде книжек.

В наши дни производство сусального золота осуществляется практически полностью машинным способом, не ручным. И даже электрический молот производит процесс первичной обивки листов, а затем и процесс тонкой обивки. А вместо оболочек бычьих кишок применяют пластмассовую форму, что позволяет избежать неприятного запаха от органов животных. 

В современной России производством сусального золота занимается Московский завод цветных сплавов. Безусловно, имеются и другие частные компании, занимающиеся сусальным золотом в небольших объемах.

Чтобы иметь представление о сусальном золоте, можно представить тонкую металлическую фольгу, толщина которой равна 0,36-1,6 микрона. По российским стандартам сусальный лист выпускают квадратами размером 91,5 на 91,5 миллиметра, укладывается по книжечкам, в каждой из которых 10 или 60 листов. Между каждым листком кладется папиросная бумага.

Специалисты разделяют несколько видов золота: трансферное и свободное сусальное. Отличаются они друг от друга наличием прокладки между листками.

Так, свободное сусальное золото укладывается в книжке самостоятельно, только листы бумаги разделяют пластинки друг от друга.

Поэтому для того, чтобы вынуть лист золота из книжки достаточно лишь достать его и поместить на подушку. Трансферное  же золото приклеивается к листочку в книге.

Источник: https://kupluzoloto.ru/susalnoe-zoloto

Как изготавливается и применяется сусальное золото?

Золото в силу своих уникальных свойств с древних времен используется человеком в различных областях: как металл для изготовления ювелирных украшений, предметов религиозного и ритуального назначения и, наконец, самое главное, в качестве денежной единицы.

В наши дни золото стало использоваться также и в различных областях науки, техники и медицины. Необычайная ковкость и тягучесть этого благородного металла позволили человеку найти ему еще одно применение в виде сусального золота.

Это чрезвычайно тонкие золотые листочки, которые используются для позолоты различных предметов и поверхностей, а на Руси сусальным золотом покрывали также и купола церквей.

Золото в силу своих уникальных свойств с древних времен используется человеком в различных областях: как металл для изготовления ювелирных украшений, предметов религиозного и ритуального назначения и, наконец, самое главное, в качестве денежной единицы.

В наши дни золото стало использоваться также и в различных областях науки, техники и медицины. Необычайная ковкость и тягучесть этого благородного металла позволили человеку найти ему еще одно применение в виде сусального золота.

Это чрезвычайно тонкие золотые листочки, которые используются для позолоты различных предметов и поверхностей, а на Руси сусальным золотом покрывали также и купола церквей.

Как производили сусальное золото на Руси?

Сусальное золото — это очень тонкая золотая пластинка, которая имеет толщину всего в несколько микрон. Технологии производства распространились на Руси, перейдя к нам из Китая.

Там, в одной из провинций Китая, в местечке под названием Лон Тан в течение семнадцати веков производились тончайшие золотые пластинки, которые на Руси получили своё название — сусальное золото. Предположительно, это название произошло от слова «сусало», которое на древнерусском обозначало лицо.

Одним из крупных центров на Руси, где производили сусальное золото, была фабрика Пошехонье, которая находилась в Ярославской губернии.

Изготавливалось сусальное золото также и в индивидуальном порядке русскими мастерами-сусальщиками. Братьями Князевыми была написана книга: «Изложение», которая дошла до наших дней. Там очень подробно описывается весь технологический процесс получения сусального золота и серебра.

Обучение этому ремеслу начиналось с раннего детства: тринадцатилетние мальчики поступали на обучение мастерам, жили у них около четырех лет и только после этого начинали получать жалованье за работу.

Разные мастера-сусальщики получали различное жалованье в зависимости от степени мастерства: в книге есть примеры израсходования мастером большего количества сусального золота с худшим результатом.

Получение сусального золота начиналось с раскатки золотого слитка мастером-золотобойцем в тонкую пластину толщиной порядка 2-3 миллиметров. Затем пластину разрезали на квадратики и складывали, перемежая их с листами бумаги в книжку, которая также называлась «золотником».

После этого стопка квадратов вставлялась в особую оправу из бычьих кишок и затем мастер наносил по «золотнику» от двух до десяти тысяч ударов специальным молотком. В зависимости от количества ударов получали листочки сусального золота различной толщины.

Толстые листочки применялись для наружных работ, а для золочения картин, икон, рамок и мебели использовались более тонкие листочки.

Золото, будучи мягким, необычайно ковким и тягучим металлом, легко прокатывается в чрезвычайно тонкие пластины без разрывов и трещин. Благодаря этому уникальному свойству стало возможным получение из него листочков сусального золота.

Изготовление сусального золота в наши дни с помощью современной техники делает возможным получение более тонких и качественных листочков по сравнению с продукцией прошлого, а применение компьютерных технологий намного ускоряет этот процесс.

Получение сусального золота начинается с отливки золотого слитка нужных размеров, который раскатывается на специальных станках в очень тонкие полосы и затем они нарезаются на квадраты и вкладываются между листками из особой бумаги в стопку, содержащую от ста до трехсот квадратов.

Затем стопка располагается под автоматический молот, который наносит по ней приблизительно две тысячи ударов, в результате чего квадратики золота расплющиваются в круглую пластину, толщина которой составляет несколько микрон.

После этого из них вырезаются квадратные листочки готового сусального золота и вкладываются в специальную книжку в количестве от десяти до трехсот листков.

Наиболее трудоёмким и сложным в техническом отношении, является процесс отбивки толстых золотых пластин.

Это следствие того, что удары молотом необходимо наносить в определенной последовательности с нужной силой по краям и центру стопки так, чтобы пластинки расплющились равномерно.

При этом они должны иметь одинаковую толщину во всех направлениях и увеличиться в размерах до десяти раз. В современном мире существует в основном три способа отбивки пластин.

Первый способ предполагает отбивку вручную так, как это делалось в древности — специально подготовленный молотобоец наносит равномерные удары молотом по стопке, рассчитывая на глазомер и ловкость. Второй способ — это применение автоматического молота, наносящего равномерные удары, хотя стопку, при этом по-прежнему передвигает человек.

Наиболее качественные листочки сусального золота получаются при третьем способе, когда удары наносятся автоматическим молотом, а стопку передвигает робот.

Таким методом производят сусальное золото высокого качества в Италии и Германии.

Производством сусального золота в России занимается завод цветных металлов в Москве, хотя, конечно, есть и другие частные предприятия, производящие в небольших объемах сусальное золото.

Применение сусального золота в золочении

Применяется сусальное золото в основном для позолоты различных поверхностей, которые не подвергаются трению и нагрузке. Листочки сусального золота прилипают к гладкой поверхности изделий на молекулярном уровне.

Таким способом обычно золотят иконы, декоративные элементы интерьера, гипсовую лепнину, мебель, рамки, а в России также и купола храмов и церквей.

Применяется сусальное золото также и в некоторых реставрационных работах, которое производят позолотчики.

Инструменты для позолоты сусальным золотом

Позолотчики в своей работе применяют большое количество различных химических веществ и растворов, а что касается используемых инструментов — тут всё наоборот: есть всего несколько их видов.

Это подушечка позолотчика — покрытый замшевой тканью параллелепипед, размером с книжку. Лапка — специальная кисть больших размеров для поднятия листочка сусального золота. Агатовый зуб — маленький кусочек полированного природного агата в виде зубчиков разной формы.

Нож позолотчика, которым на подушечке позолотчика нарезают листочки сусального золота.

Различные виды и стандарты сусального золота

Виды сусального золота в книжках, которые могут быть трансферным или свободным, принято делить на следующие стандарты: «Европейский стандарт», принятый на территории Евросоюза и «Русский стандарт», который обычно применяется в нашей стране.

Сусальное золото, отвечающее требованиям «Русского стандарта» должно содержать в книжке шестьдесят квадратных листочков со стороной размером в 91,5 миллиметров из золота 960 пробы. Общий вес книжки должен составлять от 1 до 5,6 грамма.

Сусальное же золото, произведенное согласно требованиям «Европейского стандарта» должно содержать в книжке двадцать пять квадратных листочков со стороной размером в 80 миллиметров из золота, пробой в 23 карата.

Трансферные и свободные виды сусального золота отличаются друг от друга тем, что листочки трансферного золота приклеиваются к бумажным листкам в книжке, а свободное — просто помещается между листочками бумаги без приклеивания. Есть также сусальное золото в рулонах, в хлопьях и в пудре.

2014-08-03

Источник: http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/361-kak-izgotavlivaetsya-i-primenyaetsya-susalnoe-zoloto.html

Ссылка на основную публикацию